В ст. 105.3 НК РФ закреплен общепринятый принцип «вытянутой руки», в соответствии с которым цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны соответствовать ценам в сопоставимых сделках между независимыми лицами, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ признаются рыночными для целей налогообложения.
При этом п. 2 ст. 105.3 НК РФ полномочия по определению рыночных цен для целей налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами (сделках, приравненных к таковым) отнесены к компетенции ФНС России.
В Письме от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@ ФНС России разъяснила территориальным налоговым органам правила осуществления налогового контроля за сделками между взаимозависимыми лицами.
Территориальные налоговые органы (ИФНС) не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам. Какие сделки относятся к контролируемым и когда подать о них уведомление, рассказано в Типовой ситуации: Контролируемые сделки: критерии и уведомление в налоговую (Издательство «Главная книга», 2024) {КонсультантПлюс}.
При этом к полномочиям ИФНС в области налогового контроля цен относятся:
– прием уведомлений о контролируемых сделках, контроль корректности и полноты их заполнения;
– привлечение к ответственности в случае выявления нарушений при заполнении таких уведомлений;
– извещение ФНС России при выявлении у налогоплательщиков контролируемых сделок, не отраженных в уведомлении;
– сопутствующие полномочия технического характера (например, сбор данных для статистической налоговой отчетности, истребование документов (информации) по поручениям ФНС России в порядке ст. 93.1 НК РФ и т.д.).
ФНС напоминает, что НК РФ закреплены иные полномочия ИФНС. В частности, ИФНС вправе:
– пересмотреть налоговые обязательства плательщика в случае, если у ИФНС будут иметься достоверные доказательства получения таким плательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках осуществления контролируемой сделки (принимая во внимание положения ст. 54.1 НК РФ, а также Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@);
– проверить обоснованность расходов в части внутригрупповых услуг (услуг, оказываемых российским организациям, входящим в международную группу, иностранными взаимозависимыми организациями) требованиям ст. 252 НК РФ, с учетом положений Писем ФНС России от 06.08.2020 N ШЮ-4-13/12599@ и от 12.02.2021 N ШЮ-4-13/1749@.
Порядок действий ИФНС в рамках налогового контроля цен:
– выявление контролируемых сделок, не отраженных в уведомлениях;
– составление и направление извещений в ФНС России;
– привлечение к налоговой ответственности.
Если в рамках сбора доказательной базы для признания не отраженной в уведомлении сделки контролируемой или в рамках иных мероприятий налогового контроля получена информация, которая может свидетельствовать об отклонении цены в контролируемой сделке от рыночной, ИФНС должна направить данную информацию с подтверждающими документами в Межрегиональную инспекцию ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения (МИ по ценам).
ИФНС не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить какие-либо последующие мероприятия налогового контроля в части оценки выявленных обстоятельств, связанных с предполагаемым отклонением цены.
При необходимости МИ по ценам может запрашивать дополнительную информацию (документы), находящуюся в распоряжении ИФНС, или направлять поручения об истребовании документов.
Порядок самостоятельной корректировки налоговых обязательств (уточенная декларация)
В случаях применения в сделках между взаимозависимыми лицами цен ниже рыночных организации вправе самостоятельно пересмотреть свои налоговые обязательства и представить уточенную налоговую декларацию. В пояснениях необходимо указать:
– номер и дату договора;
– предмет сделки;
– стоимость предмета сделки, указанную в договоре;
– метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки);
– сведения об участниках сделки и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию.
Если данная информация не представлена, ИФНС вправе истребовать ее на основании п. 3 ст. 88 НК РФ. При этом в требовании может быть указан только перечень сведений, указанный выше. Истребование иной дополнительной информации не допускается.
Полномочия ИФНС по истребованию документов в отношении контролируемых сделок
ИФНС не вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), глобальную документацию и национальную документацию, предусмотренную ст. 105.15, 105.16-4 и 105.16-5 НК РФ.
Налогоплательщик обязан представить данные сведения и документы исключительно по требованию ФНС России.
При осуществлении налогового контроля цен ФНС России в порядке ст. 93.1 НК РФ направляет в ИФНС поручения об истребовании документов (информации).
Отсутствие такого поручения к требованию ИФНС в отношении документов (информации) по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам указывает на самостоятельное истребование документов (информации) ИФНС, а значит, является неправомерным.
Напомним, что исполнять незаконные требования ИФНС налогоплательщики не обязаны (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
На заметку: документы, которые ФНС России истребует у налогоплательщика, в отношении которого проводит проверку сделки между взаимозависимыми лицами, нужно представить в течение 30 рабочих дней со дня получения требования (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 105.17 НК РФ).
Как определяется рыночная цена сделки в целях налогового контроля, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Читайте подробнее