В связи с вопросами, возникающими при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями трудового законодательства, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 даны разъяснения по применению положений ст. 5.27 «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» и ст. 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ» КоАП РФ.
В частности, ВС РФ разъяснил следующее:
- закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть применяется и к лицу, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении наказания не исполнено;
- прекращение трудовых отношений с должностным лицом, в том числе руководителем организации, не исключает возможности возбуждения в его отношении производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, если нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей и не истек срок давности привлечения к административной ответственности (один год);
- при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица необходимо учитывать, что за аналогичное повторное правонарушение его могут привлечь к более строгой ответственности, даже если оно уже работает в другой организации;
- под ненадлежащим оформлением трудового договора для целей применения ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ следует понимать отсутствие в данном договоре обязательных сведений или условий (ст. 57 ТК РФ), а также включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством;
- доказательствами для привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается факт наличия между работником и работодателем трудовых отношений, например:
- показания лица, фактически допущенного к работе, и свидетелей,
- письменные доказательства (в частности, оформленный лицу, фактически допущенному к работе, пропуск на территорию работодателя; журнал регистрации прихода-ухода работников на работу; графики работы; заполняемые или подписываемые лицом, фактически допущенным к работе, товарные накладные, счета-фактуры, путевые листы, заявки на перевозку груза),
- переписка сторон, в том числе по электронной почте, электронные документы, систематический обмен которыми осуществляется между работником, работодателем, другими сотрудниками, в том числе при дистанционной работе посредством электронной почты, зарегистрированной на домене работодателя для работника, либо удаленного доступа к рабочему столу служебного компьютера,
- вещественные доказательства (например, предоставленные при дистанционной работе работодателем работнику оборудование);
- при выявлении в ходе проверки признаков того, что отношения, оформленные по ГПД и впоследствии прекращенные, имеют признаки трудовых отношений, проверяющие вправе возбудить производство по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и передать его для рассмотрения в суде;
- административные правонарушения по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ не являются длящимися. Правонарушение, заключающееся в уклонении от оформления трудового договора в случае, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя, будет окончено по истечении трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе;
- когда работодатель отказывает работнику в замене банка на основании положений коллективного договора, предусматривающих выплату зарплаты исключительно через конкретную кредитную организацию, это квалифицируется по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ;
- правонарушение, выражающееся в несвоевременной выплате работнику зарплаты, не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда должна быть исполнена соответствующая обязанность;
- административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не является длящимся, поскольку выражается в невыполнении обязанностей к установленному сроку (например, непроведение спецоценки условий труда, непредставление декларации соответствия условий труда);
- фактическое допущение каждого работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний или обязательных осмотров подлежит квалификации в качестве отдельного административного правонарушения с назначением административного наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ;
- в связи с тем, что ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, в случае выявления в рамках проведения проверки названного нарушения, допущенного в отношении нескольких работников, составляется один протокол об административном правонарушении.
На заметку: также о выводах ВС РФ, данных в рассматриваемом Постановлении, можно узнать в Обзоре: "Пленум ВС РФ разъяснил некоторые вопросы о наказании за нарушения трудового права" (КонсультантПлюс, 2021).
Читайте подробнее