ЭЛКОД: Верховный Суд РФ подробно разъяснил порядок применения КАС РФ

Верховный Суд РФ подробно разъяснил порядок применения КАС РФ

Возможности: руководствоваться выводами Верховного суда при подготовке к судебному разбирательству с применением КАС РФ.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 даны разъяснения по поводу применения КАС РФ. Напомним, что в порядке, установленном КАС РФ, рассматриваются жалобы на решения и действия (бездействие) органов власти, общественных объединений и должностных лиц.
Верховный суд РФ приводит примеры дел, которые не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ:  в частности, это служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов госслужбы, а также дела, касающиеся назначения и выплаты пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела по спорам с предоставлением жилья по договору социального найма.
В Постановлении содержатся и другие важные разъяснения:

  1. Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) НКО, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе СРО субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления указанных полномочий. Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) СРО субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются в порядке, предусмотренном АПК РФ (п. 2 Постановления).
  2. Помимо перечисленных в КАС РФ мер предварительной защиты по административному иску, могут применяться: наложение ареста на имущество; возложение на административного ответчика, других лиц, в том числе не являющихся участниками судебного процесса, обязанности совершить определенные действия или воздержаться от их совершения; приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому в судебном порядке. Не исключается возможность принятия судом нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску. До предъявления заявления в суд и принятия его к производству судьей, меры предварительной защиты не принимаются (п. 27 Постановления).
  3. Административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ. Однако не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 Постановления).
  4. При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (п. 61 Постановления).

В Постановлении Пленума содержатся и другие разъяснения, в том числе, касающиеся подсудности, представительства, процессуальных сроков и др.
Действующее долгое время Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2, разъясняющее порядок применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, признано не подлежащим применению.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»