Президиумом ВС РФ 25 апреля 2025 года подготовлен Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.
В Обзоре определены правовые позиции по вопросам:
- квалификации административных правонарушений;
- производства по делам об административных правонарушениях;
- исчислению срока давности привлечения лиц к административной ответственности;
- расчету размера административного штрафа, в том числе с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность;
- назначению наказания за нарушение антимонопольного законодательства с применением положений статей 4.1, 4.1.2 КоАП РФ.
Приведем некоторые правовые позиции, изложенные в Обзоре.
1. Квалификация административных правонарушений:
- действия управляющей организации, связанные с ограничением в доступе операторов связи к общему имуществу дома, могут быть признаны нарушением антимонопольных запретов и образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке);
- несоблюдение организацией нормативно установленного срока мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 9.21 КоАП РФ (нарушение недискриминационного доступа);
- выполнение юрлицом обязанности по представлению запрашиваемой антимонопольным органом информации не предполагает совершения действий по ее истребованию у третьих лиц, обобщению, систематизации и изложению в формах, не предусмотренных действующими НПА.
2. Производство по делам об административных правонарушениях:
- признание недействительным послужившего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, является основанием для прекращения производства по делу.
3. Исчисление срока давности привлечения лиц к административной ответственности:
- при пересмотре комиссией антимонопольного органа в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами ранее принятого решения течение срока давности привлечения к административной ответственности за соответствующее правонарушение начинается с момента вступления в законную силу нового решения комиссии антимонопольного органа.
4. Вопросы, связанные с расчетом размера административного штрафа:
- для расчета размера штрафа исходя из суммы выручки правонарушителя необходимо учитывать, что моментом выявления административного правонарушения является дата издания антимонопольным органом приказа о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства либо дата принятия комиссией антимонопольного органа определения о выявлении иного нарушения, но не дата принятия решения по итогам рассмотрения такого дела;
- при определении величины выручки, необходимой для расчета размера оборотного штрафа, назначаемого за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция, манипулирование ценами, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и др.), не подлежат учету расходы правонарушителей, связанные с совершением ими действий, признанных нарушающими антимонопольное законодательство.
5. Расчет размера штрафа с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность:
- добровольное сообщение лицом о совершенном административном правонарушении может быть признано обстоятельством, смягчающим административную ответственность, при условии, если соответствующие сведения в полном объеме были раскрыты до момента оглашения резолютивной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
На заметку: как внедрить антимонопольный комплаенс в организации, можно узнать в материалах Ситуации в СПС КонсультантПлюс.
Читайте подробнее