Между правоохранительными органами и ФНС России имеются межведомственные соглашения о взаимодействии в случае выявления налоговых преступлений (правонарушений).
В Письме от 30.12.2022 N СД-4-18/17916@ ФНС России представила согласованный с МВД и СК РФ обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения и рассказала про способы выявления реальных выгодоприобретателей от совершения налоговых преступлений.
В результате проведенных мероприятий к уголовной ответственности привлечены реальные выгодоприобретатели (бенефициары):
– из состава руководителей, учредителей, главных бухгалтеров должников – в 68,9% случаях;
– из числа лиц, неформально управляющих деятельностью должника и/или получающих от этого экономически необоснованную выгоду, – в 31,1% случаях.
Для выявления реального выгодоприобретателя на этапе предпроверочного анализа сотрудники ФНС анализируют движение товарных и денежных потоков, ищут информацию о конечных получателях доходов и фактических руководителях (в том числе изучают соцсети и СМИ), анализируют информацию, поступающую от Росфинмониторинга, направляют запрос в банки о предоставлении сведений о бенефициарных владельцах.
В числе наиболее эффективных мер по выявлению схем ухода от налогообложения в рамках проводимых проверок входят:
- допросы потерпевшего и свидетелей;
- осмотр (обыск) территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов;
- истребование документов и информации у проверяемого лица либо его контрагентов о конкретных сделках, а также у третьих лиц – участников сделки;
- экспертиза документов;
- обыск и выемка документов, в том числе электронной переписки;
- осмотр местности, помещений, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в т.ч. ноутбуков, компьютеров и иных электронных носителей информации;
- контроль и запись переговоров.
В большинстве случаев уголовные дела сразу возбуждались в отношении бенефициарных владельцев налогоплательщиков на основании материалов, собранных органами, осуществляющими налоговый контроль и оперативно-розыскную деятельность, и уже содержащих сведения, указывающие на причастность указанных лиц к совершению налоговых преступлений.
Например, по информации следственного управления по Волгоградской области, фактический руководитель, распоряжающийся имуществом и денежными средствами организации, сначала устанавливался в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (наблюдения и изучения данных средств связи). Впоследствии указанные обстоятельства подтверждались в рамках расследования путем проведения обысков, выемок, в ходе которых изымались электронные носители информации, которые осматривались с применением криминалистической техники. Как правило, при осмотре электронных носителей данных обнаруживалась переписка в мессенджерах либо по электронной почте, где реальный руководитель организации давал распоряжения подконтрольному ему лицу о действиях, подлежащих выполнению для управления организацией.
Также в Письме приводятся другие примеры привлечения к уголовной ответственности выявленных в ходе проведенных мероприятий реальных выгодоприобретателей.
На заметку: судебную практику по вопросам получения необоснованной налоговой выгоды, рекомендации ФНС и СК РФ по доказыванию фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога, в частности при дроблении бизнеса, разберем на трансляции: «Дробление бизнеса: признаки, последствия, пути решения проблем» 28 февраля 2023 года.
Читайте подробнее