ЭЛКОД: На каком этапе находится налоговая реформа? Каких изменений следует ожидать?

На каком этапе находится налоговая реформа? Каких изменений следует ожидать?

Возможности: ознакомиться с ходом налоговой реформы на момент 11 июня 2024 года.

Последние изменения по налоговой реформе (на 11 июня 2024 года):

7 июня. Президент на ПМЭФ озвучил важные инициативы, в том числе в рамках перенастройки налоговой системы. Так, он отметил введение федерального инвестиционного налогового вычета и донастройку регионального, предложил установить до 2030 года ставку по налогу на прибыль 5% для ИТ-компаний.

3 июня. Правительство внесло в Госдуму проект, которым планирует начать выстраивать новую налоговую систему. Предлагают усовершенствовать НДФЛ, налог на прибыль, УСН, планируют амнистию при дроблении бизнеса и не только.

31 мая. Правительство внесло в Госдуму проект о ежегодной семейной налоговой выплате на детей.

Налоговая реформа включает в себя следующие направления:

  • Прогрессивная шкала НДФЛ: изменение ставок 

С 2025 года в зависимости от доходов сотрудников планируют установить 5 ставок вместо существующих 2 (подп. «а» п. 29 ст. 2 проекта):

– 13% – для доходов до 2,4 млн руб. в год (менее 200 тыс. руб. в месяц);

– 15% – от 2,4 млн до 5 млн руб. в год;

– 18% – от 5 млн до 20 млн руб. в год;

– 20% – от 20 млн до 50 млн руб. в год;

– 22% – свыше 50 млн руб. в год.

Повышенные ставки предлагают применять не ко всему доходу, а лишь к сумме превышения, как и сейчас (п. 30 ст. 2 проекта).

Для отдельных видов доходов физлиц также хотят изменить порядок налогообложения. Например, для дивидендов, процентов по вкладам, доходов от продажи ценных бумаг ставку 15% планируют применять, если доход составит 2,4 млн руб. и более в год (подп. «в» п. 23, пп. 25, 29 ст. 2 проекта). Сейчас по дивидендам, процентам по вкладам, доходам от продажи ценных бумаг такую ставку применяют, если эти доходы превышают 5 млн руб.

Документ: Проект Федерального закона N 639663-8

  • Поддержка семей с детьми: вычеты, налоговый кешбэк

С 2025 года предлагают увеличить стандартные вычеты на детей (подп. «а» п. 28 ст. 2 проекта):

– на второго ребенка – с 1 400 до 2 800 руб.;

– на третьего и на каждого следующего ребенка – с 3 000 до 6 000 руб.

Одновременно хотят увеличить совокупный доход для применения вычетов с 350 тыс. до 450 тыс. руб.

Правительство также предлагает ввести налоговый кешбэк для семей с двумя и более детьми. Основные моменты:

– выплату работающим родителям планируют сделать ежегодной (п. 1 ст. 1 проекта);

– для ее получения среднедушевой доход семьи не должен превышать 1,5-кратный региональный прожиточный минимум на человека (п. 2 ст. 1 проекта);

– выплату производит СФР каждому родителю по заявлению, если нет долгов по алиментам и с доходов уплачен НДФЛ (пп. 1, 3, 4 ст. 1, ст. 2 проекта);

– учитывают детей до 18 и 23 лет, если ребенок учится в общеобразовательной или профессиональной организации, а также получает очное высшее образование, кроме допобразования (п. 3 ст. 1 проекта);

– размер выплаты равен разнице между НДФЛ, уплаченным за год до обращения, и НДФЛ, рассчитанным с того же дохода, но по ставке 6% в полном объеме (п. 5 ст. 1 проекта).

Такой механизм снизит ставку НДФЛ до 6%. Если закон примут, он вступит в силу с 1 января 2026 года (п. 1 ст. 6 проекта).

Документы: Проект Федерального закона N 639663-8, Проект Федерального закона N 638814-8  

  • Налог на прибыль

С 2025 года планируют повысить ставку по налогу на прибыль с 20% до 25% (подп. «а» п. 41 ст. 2 проекта). Это позволит с 1 января 2025 года отказаться от курсовых экспортных пошлин.

Помимо этого, предлагают:

– повысить с 0% до 5% ставку по налогу на прибыль для ИТ-компаний на 2025–2027 годы (подп. «г» п. 41 ст. 2 проекта);
– ввести федеральный инвестиционный вычет для организаций из приоритетных отраслей. Категорию и признаки таких налогоплательщиков должно устанавливать правительство (п. 43 ст. 2 проекта);

– увеличить повышающий коэффициент с 1,5 до 2 к расходам на НИОКР (п. 37 ст. 2 проекта);

– сделать бессрочными региональные инвестпроекты (ст. 3 проекта).

Документ: Проект Федерального закона N 639663-8  

  • УСН

С 2025 года предлагают такие изменения:

– поднять базовый порог доходов для перехода на спецрежим с 112,5 до 337,5 млн руб. (подп. «а» п. 53 ст. 2 проекта);

– увеличить среднюю численность сотрудников для применения УСН с 100 до 130 человек, без возможности превышения (подп. «б» п. 53, подп. «а» п. 54 ст. 2 проекта);

– повысить порог доходов для применения УСН до 450 млн руб. (подп. «а» п. 54 ст. 2 проекта);

– увеличить порог по остаточной стоимости основных средств с 150 до 200 млн руб. Его планируют индексировать на коэффициент-дефлятор (подп. «б» п. 53 ст. 2 проекта);

– обязать уплачивать НДС при доходах более 60 млн руб. в год (подп. «а» п. 1 ст. 2 проекта). При этом налогоплательщику хотят предоставить альтернативу. Он может выбрать общий режим – обычные ставки НДС со всеми вычетами. А может выбрать вариант без права на вычеты: ставку НДС 5% при доходах от 60 млн до 250 млн руб. в год и 7% при доходах от 250 млн до 450 млн руб. в год (подп. «б» п. 4, подп. «а» и «в» п. 5, подп. 6, 55 ст. 2 проекта). Сейчас в общем случае налогоплательщики на УСН не должны платить НДС;

– отменить повышенные ставки 8% – для режима «доходы» и 20% – для режима «доходы минус расходы» (п. 56 ст. 2 проекта). Останутся 2 базовые ставки – 6% и 15%.

Документ: Проект Федерального закона N 639663-8

  • Налоговая амнистия при дроблении бизнеса

Хотят предусмотреть налоговую амнистию за дробление бизнеса в 2022–2024 годах при условии добровольного отказа от таких схем в 2025 и 2026 годах. Также для этих целей впервые вводят понятия дробления бизнеса и добровольного отказа от него (ст. 5 проекта). Так, добровольным отказом от дробления бизнеса предлагают считать расчет и уплату налогов с учетом объединения доходов всей группы или других показателей, которые нужно соблюдать для применения спецрежимов.

Освобождать от уплаты налогов, пеней, а также штрафов по итогам проверок за 2022–2024 годы предлагают, к примеру, если в решении инспекции по выездной проверке за 2025 и 2026 годы дробление бизнеса не установят. В этом случае обязанность по уплате долга за дробление бизнеса прекращается с даты вступления в силу последнего решения. Важно: на день вступления в силу поправок решения по проверкам за 2022–2024 годы еще не должны вступить в силу.

Документ: Проект Федерального закона N 639663-8

Отметим, что отслеживать новости по налоговой реформе можно в обзоре Налоговая реформа РФ: обзор последних новостей {КонсультантПлюс}.

На заметку: задать вопросы по предстоящим изменениям можно на тематической горячей линии «Экскурс в предстоящую налоговую реформу 2025» 20 июня 2025 года.

Читайте подробнее

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»