Российская Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений разработала ряд рекомендаций для работодателей по поддержке работников с семейными обязанностями (Рекомендации Российской трехсторонней комиссии утв. 29.11.2024, протокол N 9пр).
Согласно национальным целям развития России важным приоритетом является поддержка семей, укрепление здоровья и благополучия граждан. В этом контексте работодателям рекомендуется формировать корпоративную социальную политику, которая будет поддерживать работников с семейными обязанностями.
Рекомендации не содержат конкретного перечня мер, предоставляя работодателям свободу выбора в зависимости от специфики организации и её финансовых возможностей.
Главными целями корпоративной социальной политики в отношении работников с семейными обязанностями являются:
– предоставление дополнительной социальной поддержки работникам, дополняющей гарантии, установленные законодательством. Это особенно актуально для работников с детьми, многодетных семей и беременных женщин;
– поощрение и укрепление в коллективе приоритетов традиционных семейных ценностей, уважительного отношения к родителям и многодетным семьям.
Рекомендуется оценить потребность персонала в мерах дополнительной поддержки и выявить основные направления их реализации. Для этого можно провести опрос (анкетирование) или иным способом получить обратную связь. Также стоит учесть мнение профсоюза, если он есть.
В качестве мер поддержки работников с семейными обязанностями рекомендуется рассмотреть следующие варианты:
- гибкий график работы: возможность работы в режиме неполного рабочего времени, по гибкому графику или дистанционно для беременных женщин, многодетных родителей и работников, досрочно вышедших из декретного отпуска, а также на период до окончания обучения ребенка в начальной школе для одного из родителей;
- удобное время отпуска: возможность взять очередной отпуск в удобное для работника время (например, во время школьных каникул);
- дополнительные дни отпуска: предоставление дополнительных оплачиваемых или неоплачиваемых дней отпуска по семейным обстоятельствам (рождение ребенка, свадьба, поступление в школу/вуз и т.д.);
- материальная поддержка: возмещение расходов на оплату детсада или няни, единовременные выплаты в связи с важными семейными событиями (рождение ребенка, свадьба), регулярные выплаты материальной помощи многодетным семьям и семьям с детьми до трех лет, одиноким родителям, малообеспеченным семьям;
- помощь с жильем: оплата первоначального взноса по ипотеке, при рождении второго и последующего ребенка, создание жилищного фонда для работников с детьми, предоставление жилья на условиях найма с возможностью последующего выкупа на льготных условиях, компенсация стоимости аренды жилья для молодых работников с детьми и многодетных семей;
- забота о здоровье: предоставление оплачиваемых/неоплачиваемых рабочих дней для прохождения регулярной диспансеризации работников и их детей, предоставление ежегодной дополнительной выплаты на частичную компенсацию затрат платных медицинских услуг детям из многодетных семей работников, обеспечение доступа членов семей работников к спортивной инфраструктуре, организация тренировок и соревнований.
Развитие корпоративной социальной политики, ориентированной на поддержку работников с семейными обязанностями, будет способствовать повышению лояльности работников, усилению их мотивации к качественной трудовой деятельности, укреплению репутации ответственного работодателя, повышению конкурентоспособности организации.
На заметку: какие особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями установлены ТК РФ, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Сложные вопросы перевода работников на дистанционный и гибридный формат разберем на трансляции «Особенности трудовых отношений с дистанционными работниками: практикум для кадровика» 23 января 2025 года.
Читайте подробнее