В Письме от 25.04.2023 N БВ-19-7/126@ ФНС России указала, что закрепление в НК РФ положений, предписывающих налогоплательщику действовать при свершении сделок с надлежащей степенью осмотрительности, а также термина «должная осмотрительность» является нецелесообразным.
Проявление должной осмотрительности направлено на снижение рисков ненадлежащего исполнения сделок, а также получения необоснованной налоговой выгоды.
ФНС сообщает, что термин «должная осмотрительность», а также критерии его применения определены в судебных актах высших судебных инстанций.
Так, в Определении КС РФ от 25.07.2001 N 138-О указано, что по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Согласно подходу, изложенному в постановлениях ВАС РФ от 25.05.2010 N 15658/09, от 20.04.2010 N 18162/09, от 12.02.2008 N 12210/07, проявление надлежащей осмотрительности предполагает, что при выборе контрагента субъекты предпринимательской деятельности, как правило, оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
ФНС напомнила, что вопрос о критериях добросовестности контрагента урегулирован ст. 54.1 НК РФ, а также рекомендациями по применению положений этой статьи – Письмами ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@. В данных рекомендациях указано на недопустимость формального подхода при оценке соблюдения предпринимателем критериев должной осмотрительности и предписано учитывать условия делового оборота, в рамках которого заключалась оспариваемая сделка.
Стандарт осмотрительного поведения предполагает проверку деловой репутации, возможности исполнения контрагентом своих обязательств и его платежеспособности в целях предупреждения возможных убытков вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по сделкам. При нарушении данного стандарта лица, входящие в состав органов управления организации, могут быть привлечены к ответственности по иску организации за причинение указанных убытков, возникших вследствие нарушения обязанности действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно.
В связи с этим, по мнению ФНС, вносить в НК РФ изменения и вводить в него понятие «должная осмотрительность» нецелесообразно.
На заметку: при банкротстве компании в связи с неуплатой налогов, доначисленных по результатам проверки, к субсидиарной ответственности могут привлекать лиц, участвующих в управлении компанией (руководителей, учредителей, бенефициаров). Необходимым условием для привлечения к субсидиарной ответственности является установление прямой причинно-следственной связи между действиями лица и заключенными сделками. Напомним, что в настоящее время налоговые органы активно выявляют и привлекают к ответственности реальных бенефициаров. Подробнее об этом рассказано в обзоре «Налоговые схемы: ФНС рассказала, как реальных выгодоприобретателей успешно привлекают к уголовной ответственности» на нашем сайте.
Как защитить компанию от обвинений в налоговых схемах и минимизировать личные риски, поговорим на встрече с экспертом «Налоговые проверки в 2023 году» 2 июня 2023 года.
Читайте подробнее