Понятие «дробление бизнеса» закреплено в НК РФ Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ. Подробнее об этом рассказано в обзоре на нашем сайте. В частности, под дроблением подразумевается использование нескольких организаций или ИП для искусственного перераспределения между ними выручки, имущества или работников с целью налоговой экономии от применения спецрежимов или налоговых льгот. Схемы по искусственному дроблению часто выявляются в ходе выездных налоговых проверок. В результате компании – организатору схемы доначисляются налоги, подлежащие уплате на ОСН (НДС, налог на прибыль), с оборота всех участников схемы.
Ранее в Письме от 14.10.2022 N БВ-4-7/13774@ ФНС России разъяснила, как рассчитывать действительные налоговые обязательства проверяемой организации, признанной организатором схемы. Подробнее об этом рассказано в обзоре на нашем сайте.
В Письме 06.12.2024 N БВ-4-7/13842 ФНС, опираясь на сформировавшуюся практику ВС РФ, уточняет подход к определению налоговых обязательств организаций, использующих схемы дробления бизнеса.
В частности, изменен порядок учета налогов, уплаченных участниками схемы, применяющими спецрежимы. Ранее эти суммы учитывались на дату принятия решения по проверке и в первую очередь в счет уменьшения доначислений по налогу на прибыль организаций, а остаток уменьшал доначисленный НДС.
Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.10.2022 N 301-ЭС22-11144, от 23.12.2022 N 308-ЭС22-15224 уточнили этот подход. Теперь считается, что налоги, уплаченные участниками схемы дробления бизнеса, применяющими спецрежимы, учитываются в дату их фактической уплаты, а не на дату принятия решения налогового органа по проверке.
Данная правовая позиция повлияет на расчет пеней и штрафов, начисленных организатору схемы дробления бизнеса.
На заметку: оценить риски дробления и понять, какие это повлечет последствия, а также изучить условия амнистии поможет алгоритм клиентского опыта «Дробление бизнеса. Изучаем условия амнистии» на нашем сайте.
Читайте подробнее