Практически каждый работодатель наслышан о том, что привлечение иностранных работников к трудовой деятельности в Российской Федерации сопряжено с определенными рисками: прежде всего это пугающие суммы штрафных санкций за нарушение порядка привлечения иностранных работников, кроме того, существует огромнейший массив законодательных и нормативноправовых актов по регулированию не только трудовых отношений с иностранными работниками, но и соблюдению миграционного законодательства, которые постоянно претерпевают изменения, и самостоятельно в этом потоке информации разобраться порой нелегко. С 2015 года не только существенно изменились сами нормы по порядку привлечения иностранных работников, но и в такой группе иностранных работников, как прибывающие из безвизовых стран, также появилась дифференциация. Так, с 1 января 2015 года, говоря о гражданах СНГ, пребывающих на территории РФ в безвизовом порядке, стоит уточнять, не относится ли иностранный гражданин к гражданам – участникам Евразийского экономического союза (далее по тексту – ЕАЭС). В настоящее время к таким иностранцам относятся граждане республик Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. При этом среди работодателей в отношении трудоустройства таких граждан на территории РФ можно услышать такие высказывания: «они фактически приравниваются в праве на работу к гражданам РФ», «принимайте их как граждан РФ», «для них упрощен порядок трудоустройства». И если с последним высказыванием сложно не согласиться, то первые два могут вводить работодателей в заблуждение. Именно рассмотрению порядка привлечения граждан ЕАЭС к трудовой деятельности на территории РФ, их миграционному учету посвящен наш тематический сюжет, с тем, чтобы развеять сложившиеся мифы в этом вопросе и предостеречь работодателей от возможных ошибок при приеме таких иностранцев на работу.
Итак, 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Договор о ЕАЭС был подписан президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане. 2 января 2015 года к ЕАЭС присоединилась Республика Армения, а с 12 августа 2015 года к союзу присоединилась Кыргызская Республика.
С решения какого вопроса рекомендуется начать работодателям, планирующим принимать на работу граждан ЕАЭС?
Прежде всего необходимо обратить внимание на законность пребывания иностранца на территории РФ, т.к. в соответствии со ст. 96 Договора о ЕАЭС под трудящимся государствачлена понимается лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.
Для того чтобы определиться с основаниями нахождения иностранного гражданина на территории РФ, необходимо определить их правовой статус. Именно от правового статуса будет зависеть решение вопросов, связанных как со сроками нахождения на территории РФ, так и с миграционным учетом.
Правовой статус иностранных граждан определяется в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ).
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)
Как же работодателю определить правовой статус иностранного гражданина?
Согласно ст. 2 Закона № 115-ФЗ – по документам: так, постоянно проживающий иностранный гражданин имеет документ – вид на жительство. Вид на жительство выдается на срок пять лет, может неоднократно продлеваться и позволяет свободно въезжать, выезжать иностранцу и перемещаться по территории РФ. Если у иностранца есть разрешение на временное проживание (как правило, проставляется в виде штампа «Разрешено временное проживание» в паспорт иностранцу, в отдельных случаях может выдаваться в виде отдельного бланка разрешения на временное проживание), перед вами – временно проживающий иностранный гражданин. Разрешение на временное проживание выдается по общему правилу на три года и является отправной точкой для дальнейшего возможного получения вида на жительство. И последняя категория – временно пребывающие. В соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Граждане стран ЕАЭС прибывают в безвизовом порядке, и, по общему правилу, если гражданин страны ЕАЭС въезжает на территорию РФ с целью осуществления трудовой деятельности, им будет заполнена миграционная карта (за исключением граждан Республики Беларусь), в которой в графе «Цель визита» необходимо подчеркнуть «Работа». Из этого правила есть исключения.
Во-первых, п. 8 ст. 97 Договора о ЕАЭС предусмотрена возможность въезда на территорию РФ по документу, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, без использования миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда.
Во-вторых, миграционная карта не заполняется при въезде на территорию РФ гражданами Республики Беларусь, т.к. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключено соглашение о создании единого миграционного пространства. См.:
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004 «Об использовании миграционной карты единого образца»
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)
В связи с чем на практике работодатели нередко задают вопрос: как определить правовой статус гражданина Республики Беларусь, если у него отсутствует разрешение на временное или постоянное проживание? Статус временного пребывания гражданина Республики Беларусь на территории РФ можно определить «методом исключения», т.е. если у белоруса нет вида на жительство, нет разрешения на временное проживание, он – временно пребывающий. По вопросу определения статуса временного пребывания можно посмотреть судебную практику, например:
Постановление ФАС Московского округа от 03.04.2013 по делу № А40-98623/12-91-110
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Арбитражный суд Московского округа
Больше всего вопросов возникает по временно пребывающим гражданам ЕАЭС в части их законности пребывания на территории РФ, и вот почему. Для того чтобы на граждан ЕАЭС распространялись нормы ст. 97 и ст. 98 Договора о ЕАЭС (т.е. те нормы, которыми предусмотрены особенности их пребывания, трудоустройства и социального страхования на территории РФ), въезжать на территорию РФ они должны, по общему правилу, с целью осуществления трудовой деятельности. Таким образом, принимая на работу граждан республик Армения, Казахстан, Кыргызстан, убедитесь не только в наличии миграционной карты, но и в правильном заполнении графы «Цель визита»: в ней должно быть подчеркнуто «Работа». Как отмечалось выше, у граждан Республики Беларусь миграционная карта отсутствует.
В миграционной карте обратите внимание, не пропущен ли срок временного пребывания такого иностранного гражданина на территории РФ. Как показывает практика, это один из самых сложных вопросов для работодателей, т.к. зачастую путаются понятия «миграционный учет по месту пребывания» и «срок временного пребывания».
Для начала разберемся с миграционным учетом, т.к. после въезда на территорию РФ первоначально иностранный гражданин должен озадачиться именно этим вопросом.
Вспоминая начало нашего разговора, когда мы упоминали, что отдельными работодателями высказывается точка зрения, что граждане ЕАЭС при трудоустройстве приравниваются к гражданам РФ, стоит отметить, что миграционный учет по месту пребывания является для таких иностранцев обязательным. Общие правила постановки на миграционный учет определены Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 109ФЗ) и в постановлении Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)
При этом для временно и постоянно проживающих иностранных граждан установлена обязанность по постановке на миграционный учет по месту жительства, но данный вид миграционного учета не представляет интереса для работодателей, это обязанность самого иностранца. А вот на миграционный учет по месту пребывания обязаны быть поставлены все иностранные граждане независимо от их правового статуса. Но чаще всего вопросы возникают именно по временно пребывающим иностранцам. По общим правилам, для большинства иностранных работников срок постановки на миграционный учет по месту пребывания составляет семь рабочих дней с даты прибытия в место пребывания. Но на трудящихся граждан ЕАЭС правило о семи рабочих днях не распространяется: в соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС граждане Беларуси, Казахстана и Армении, Кыргызстана и члены их семей, прибывшие в Россию для осуществления трудовой деятельности, в течение 30 суток с даты въезда освобождаются от обязанности регистрироваться в органах миграционного учета. Граждане перечисленных государств, которые пребывают в России свыше 30 суток с даты въезда, подлежат миграционному учету в порядке, установленном законодательством РФ. Т.е. по истечении 30 суток пребывания на территории РФ они обязаны встать на миграционный учет по месту пребывания. И если с гражданами республик Армения, Казахстан, Кыргызстан сложно ошибиться в определении сроков пребывания на территории РФ со дня въезда, т.к. при въезде в РФ на срок более 30 суток ими заполняется миграционная карта с соответствующей отметкой о дате въезда, то по гражданам Республики Беларусь возникает закономерный вопрос: как определить, когда белорус въехал в Россию, если при пересечении границы им не проставляется отметка в паспорте и не заполняется миграционная карта? По мнению представителей миграционной службы, факт пересечения границы они могут подтвердить проездными документами. См.:
Письмо ФМС России от 21.01.2005 № МС-2/559
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Ввиду распространившегося мифа, что Граждане Республики Беларусь приравниваются к гражданам РФ, зачастую работодатели или забывают, или не желают знать, или не знают о миграционном учете по месту пребывания белорусов. Так как в отличие от других граждан стран ЕАЭС у них отсутствует миграционная карта, в которой проставлялись бы отметки о дате въезда, работодатели пытаются аргументировать свою позицию тем, что он въезжаетвыезжает в течение 30 суток, и нет необходимости ставить на миграционный учет. Хорошо, если в таком случае будут подтверждающие проездные документы, а если нет? Такой железной логикой в вопросах постановки белорусов на миграционный учет лучше не руководствоваться. Посмотрите яркое тому подтверждение в судебной практике:
Постановление ФАС Центрального округа от 27.04.2010 по делу № А62-8442/2009
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Арбитражный суд Центрального округа
Итак, принимая на работу иностранного гражданина из страны – участницы ЕАЭС, работодателю необходимо проверить наличие миграционного учета по месту пребывания. При этом почему именно данный вид миграционного учета касается работодателей?
Всё дело в терминологии, которая используется в Законе № 109-ФЗ.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона № 109ФЗ, место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания.
В свою очередь стороной, принимающей иностранного гражданина, т.е. той, на которую возложена обязанность по постановке иностранного гражданина на миграционный учет путем направления соответствующего уведомления, могут являться:
- гражданин РФ;
- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства;
- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица;
- федеральный орган государственной власти […],
у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Вот и получается, что когда у иностранного гражданина отсутствует миграционный учет по месту пребывания (на бытовом языке – регистрация по месту пребывания), например, у физического лица, автоматически, в силу закона, принимающей стороной становится работодатель как юридическое или физическое лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Поэтому при приеме на работу иностранного гражданина работодателю следует убедиться в наличии отрывной части бланка уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания и обратить внимание на то, кто в ней указан в качестве принимающей стороны. Если указано физическое лицо, то работодатель, конечно, может рассуждать, что миграционный учет уже есть, и вроде как обязанности по постановке на учет нет. Но вот в чем серьезная проблема: среди оснований для снятия с миграционного учета в ст. 23 Закона № 109-ФЗ названы
- постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;
- выезд иностранного гражданина из РФ;
- смерть иностранного гражданина в РФ либо вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
- установление в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении.
Нас интересуют в данном случае пункты 1 и 2. Начнем с пункта 1 – постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания. Рассмотрим его на таком вопросе.
- ВОПРОС:
У нас работает гражданин Армении, мы являемся принимающей стороной, т.е. направляли уведомление о постановке на миграционный учет. В августе направили его в командировку в другой город, где наш иностранный работник проживал в гостинице. В октябре при проверке органом миграционной службы было выявлено нарушение работодателем как принимающей стороной: не было направлено новое уведомление о постановке на миграционный учет гражданина Армении после его возвращения из командировки. Правомерны ли действия сотрудников миграционной службы?
Считаем, что действия миграционной службы правомерны, т.к. гостиница обязана представлять уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания (см. часть 3.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). При этом в форме уведомления в строке «Адрес прежнего места пребывания» ими указывается адрес работодателя, который первоначально осуществлял постановку данного иностранного гражданина на миграционный учет. Соответственно, вернувшись из командировки, работодатель как принимающая сторона должен был направить новое уведомление о постановке иностранного гражданина на миграционный учет. Теперь представим, что тот же гражданин Армении, который работает у вас, первоначально предъявил работодателю отрывную часть бланка уведомления о постановке на миграционный учет у некоего физического лица. А вы направили его в командировку. Вернувшееся из командировки физическое лицо не было поставлено заново на миграционный учет (чаще всего это происходит из-за незнания закона). Исходя из тех определений, которые мы видим в ст. 2 Закона № 109-ФЗ, кто для данного иностранного гражданина автоматически стал принимающей стороной? Правильно: работодатель. Также, если иностранец был поставлен на миграционный учет и выехал за пределы РФ, при выезде его снимают с миграционного учета, и при въезде он заполняет новую миграционную карту (кроме граждан Республики Беларусь), и у принимающей стороны возникает обязанность направлять уведомление о постановке на миграционный учет по месту пребывания заново. Поэтому при предъявлении иностранным гражданином уведомления о постановке на миграционный учет у физлица и работодателя два варианта действий:
- оставить всё как есть, но держать руку на пульсе, чтобы иностранный гражданин ставил в известность обо всех фактах постановки на учет в других учреждениях, а также выезда за пределы РФ;
- поставить ИГ на миграционный учет на себя, при этом указав в уведомлении в строке «Адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации» адрес, где он был до этого поставлен на миграционный учет, чтобы миграционный орган автоматически в информационной базе снял его с миграционного учета с прежнего адреса и поставил на миграционный учет по адресу работодателя.
Если иностранный гражданин предъявляет отрывную часть бланка уведомления о постановке на миграционный учет, в которой в качестве принимающей стороны указан предыдущий работодатель, от которого он уже уволился, работодатель обязательно ставит на миграционный учет «на себя», т.е. заполняет бланк уведомления и в строке «Адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации» указывает адрес прежнего работодателя.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Форма бланка уведомления о постановке на миграционный учет утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287.
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)
Сам порядок с перечнем документов, которые должен предъявить иностранный гражданин, способы направления уведомления описаны в постановлении Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)
Итак, особенностью миграционного учета по гражданам ЕАЭС являются только сроки: для не граждан ЕАЭС – семь дней со дня прибытия в место пребывания, для граждан ЕАЭС – по истечении 30 суток с даты въезда на территорию РФ.
Теперь вернемся к понятию «срока временного пребывания на территории РФ».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Частью 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ предусмотрено общее правило по срокам пребывания иностранных граждан на территории РФ. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, а также если такой срок не продлен в соответствии с законом. Это так называемое правило «90 из 180». Поэтому, первоначально въезжая на территорию РФ, не имея еще заключенного трудового договора с работодателем, такие иностранцы могут пребывать на территории РФ 90 суток. Если в течение этого времени они не трудоустраиваются, до окончания срока временного пребывания, указанного в миграционной карте, они обязаны покинуть территорию РФ. Если же иностранный гражданин страны – участницы ЕАЭС трудоустраивается, в соответствии с п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории РФ будет определяться на срок действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся с работодателем или заказчиком работ (услуг). При этом обратите внимание на следующее: если в миграционной карте изначально был указан срок временного пребывания – 90 суток со дня въезда, этот срок после заключения трудового договора необходимо продлить.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
С 25 августа 2015 года действует новый порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС РФ от 29.06.2015 № 321.
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)
Также в соответствии с п. 9 ст. 97 Договора о ЕАЭС в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ трудящийся государствачлена имеет право без выезда с территории РФ в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.
Итак, принимая на работу граждан ЕАЭС, работодателю следует убедиться в законности их нахождения на территории РФ, осуществить постановку на миграционный учет по месту пребывания и контролировать срок временного пребывания на территории РФ.
Что касается документов, которые необходимы для трудоустройства граждан ЕАЭС, то для них действительно введен упрощенный порядок.
Во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС им не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в РФ, т.е. работодателю не нужно участвовать в процедуре квотирования, не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, самому иностранному гражданину не нужно получать патент.
Во-вторых, гражданам ЕАЭС не требуется сдавать экзамены на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ. Также не требуется предоставление документов, подтверждающих отсутствие заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Как уже отмечалось выше, работодателю необходимо проверить законность пребывания на территории РФ, поэтому нужно запросить миграционную карту (кроме граждан Республики Беларусь), в миграционной карте должна быть подчеркнута цель «Работа».
Если иностранный гражданин временно проживающий, то нужно проверить наличие отметки в паспорте о разрешении на временное проживание, если постоянно проживающий, то у него должен быть вид на жительство.
В остальном перечень документов практически идентичен перечню, названному в ст. 65 ТК РФ (за исключением документов воинского учета):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета).
С 2015 года иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории России, должны быть застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования с первого дня работы. При этом не имеют значения вид трудового договора и срок, на который он был заключен.
СНИЛС могут оформить работодатель или сам иностранный гражданин. Для этого нужны:
- трудовая книжка установленного в РФ образца. Обратите внимание: если иностранный гражданин предъявляет трудовую книжку неустановленного образца, работодатель обязан будет оформить новую трудовую книжку. При этом в целях подсчета страхового стажа для назначения социальных пособий трудовой стаж, полученный на территории соответствующей республики, учитывается (см. абз. 2 п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС);
- документы об образовании. В целях осуществления гражданами иностранных государств – членов ЕАЭС трудовой деятельности в РФ признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) указанных государств, без проведения установленных законодательством РФ процедур признания документов об образовании. Исключение составляют случаи, когда названные граждане претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ. Для занятия такими видами деятельности на основании абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС им необходимо пройти установленную законодательством РФ процедуру признания документов об образовании, выданных в упомянутых государствах.
При этом работодатели могут запросить нотариальный перевод документов об образовании на русский язык, а также направить запрос в организацию, выдавшую документ об образовании.
Интересным представляется вопрос об обязательности наличия у гражданина ЕАЭС при оформлении на работу договора (полиса) добровольного медицинского страхования (далее по тексту – ДМС).
Дело в том, что требование о наличии договора (полиса) ДМС установлено не только в ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ, но и в ст. 327.3 Трудового кодекса РФ данный документ назван как обязательный к предъявлению работодателю временно пребывающим иностранным гражданином при заключении трудового договора.
ВАЖНО: договор (полис) ДМС должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Вопрос о наличии ДМС у иностранных граждан стран ЕАЭС в настоящее время является противоречивым, считаем, что, несмотря на норму п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, в соответствии с которой социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан РФ, ДМС не нужно оформлять только гражданам Республики Беларусь, т.к. обязательное медицинское страхование предполагает лишь уплату страховых взносов в ФФОМС, и они действительно за граждан ЕАЭС уплачиваются, как и за граждан РФ. См.:
Письмо ПФ РФ от 28.05.2015 № БГ-30-26/6868 «О начислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование», письмо Минтруда России от 13.05.2015 № 17-3/В-238
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Вопросы-ответы (Финансист)
При этом в п. 4 ст. 98 Договора о ЕАЭС предусмотрено право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи согласно приложению № 30 Договора о ЕАЭС, а также это право регулируется законодательством РФ и международными договорами. В соответствии с приложением № 30 трудящиеся граждане ЕАЭС имеют право только на скорую медицинскую помощь (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и граждане РФ. А ст. 327.3 Трудового кодекса РФ требует наличия договора (полиса) ДМС на оказание работнику первичной медикосанитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. В настоящий момент только соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» предусматривает равные права граждан Республики Беларусь, работающих по трудовому договору, с гражданами РФ на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
Подробнее с аргументацией, почему не требуется ДМС при оформлении граждан Республики Беларусь, можно ознакомиться в консультации Е.В. Конюховой в СПС КонсультантПлюс: Обязан ли с 2015 года временно пребывающий гражданин Беларуси при трудоустройстве на территории РФ иметь договор (полис) ДМС , обеспечивающий оказание иностранному работнику первичной медикосанитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме?
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Вопросы-ответы (Финансист)
С республиками Казахстан, Армения, Кыргызстан соглашения, содержащие аналогичные нормы по равным правам на первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь, отсутствуют. Поэтому взносы в ФФОМС работодатели обязаны платить за граждан ЕАЭС, но ДМС при этом не оформляется только при приеме на работу граждан Республики Беларусь.
Что касается трудового договора: ст. 327.1 Трудового кодекса РФ установлено общее правило о заключении трудового договора на неопределенный срок, срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Сведение о договоре (полисе) ДМС является обязательным условием трудового договора (ст. 327.2 Трудового кодекса РФ).
- ВОПРОС:
Обязан ли работодатель, принимающий на работу иностранного гражданина из стран ЕАЭС, направлять в территориальный орган УФМС уведомление о заключении трудового договора и в дальнейшем о его расторжении?
По общему правилу, с 1 января 2015 года работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России субъекта РФ, на территории которого такие граждане трудятся, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых (гражданско-правовых) договоров. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора. Дело в том, что в абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, устанавливающем такую обязанность для работодателей, используется термин «иностранный работник». Заключая трудовой договор с гражданами республик Армения, Казахстан, Кыргызстан, направлять такие уведомления необходимо. Что касается граждан Республики Беларусь, ответ на данный вопрос не так однозначен, т.к. помимо Договора о ЕАЭС действует решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4, согласно абз. 1 п. 1 которого предусмотренный законодательством РФ порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы не распространяется на граждан Республики Беларусь.
Однако на сайтах территориальных органов миграционной службы размещаются разъяснения, в соответствии с которыми указанные уведомления работодатели обязаны подавать и при заключении (расторжении) трудового договора с гражданами Республики Беларусь. Аналогичная точка зрения указана в письме ФМС России от 23.01.2015 № КР-1/2/ 2-691 «О применении норм 115-ФЗ».
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)
Ввиду того, что штраф за неисполнение данной нормы может вылиться работодателю в кругленькую сумму (в соответствии с частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ штраф на юридических лиц, например, может составить сумму от 400 000 до 1 000 000 рублей, если нарушение совершено в Москве или Московской области), а также отсутствия судебной практики по данному вопросу, порекомендуем работодателям всё же на данный момент уведомлять о заключении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с гражданами республик Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. Форма и порядок предоставления уведомления утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Итак, работодателям, привлекающим на работу иностранных граждан из стран ЕАЭС, прежде всего необходимо обратить внимание на миграционный учет таких граждан по месту пребывания, на наличие договора (полиса) ДМС (кроме граждан Республики Беларусь) и на отправление уведомления о заключении (расторжении, прекращении) трудового договора, т.к. несоблюдение данных норм влечет за собой административную ответственность. В остальном порядок привлечения к трудовой деятельности таких иностранцев значительно упрощен.