– Максим, реалии современного бизнеса во многом схожи с реалиями игры «Что? Где? Когда?» – задан такой темп, что управленец, чтобы не проиграть, должен работать со скоростью знатоков. На Ваш взгляд, что общего в бизнесе и в игре?
– Когда говорят о скорости работы знатоков, у меня это вызывает некую улыбку – о какой скорости идет речь? Минута – это очень много. Можно обсудить вопрос со всех сторон, выдвинуть версии и выбрать из них лучшую. А вот в реалиях жизни, а не игры нам приходится действовать порой гораздо более оперативно. И часто времени на размышления относительно сложности возникающих задач очень мало.
Конечно, игра в чем-то похожа на жизнь, потому что является ее моделью. И, как у любой модели, у нее целый ряд разных условий искусственного характера. Самое важное из них, на мой взгляд, то, что в игре мы всегда заранее точно знаем, что ответ на вопрос существует. Более того, он известен автору. Это сильно сужает круг поиска и ряд специальных условий.
Что касается и жизни, и бизнеса, к сожалению, ответ на возникший вопрос не всегда существует. К этому нужно относиться спокойно, со смирением, понимать, что есть ситуации, не имеющие выхода. Сконцентрируйте усилия на том, что действительно может быть решено и принесет реальную пользу. Не тратьте силы и время на те задачи, которые либо не имеют значения вообще, либо нам в данный момент, например, в силу уровня нашего развития, квалификации просто не принесут результат.
В игре, как я уже говорил, такого нет – там всегда нужно ответить на каждый вопрос или проиграешь. Это, возможно, главное отличие.
– В 2016 году Вы выпустили в соавторстве с Павлом Ершовым книгу «Путь решения», в которой предлагаете алгоритм поиска и принятия решений. Давайте поговорим подробнее об этом. С чего начать поиск решения?
– Сразу уточню, что на самом деле всё, что мы предлагаем в книге, – придумано не нами. Это идеи выдающихся умов человечества – Пуанкаре, Адамара и других. Мы лишь взяли за основу наиболее интересные изобретения и адаптировали их для современного пользователя. Мы действительно считаем эти знания и понимание данного алгоритма полезными в практической деятельности и в бизнесе. Давайте разберемся, как же алгоритм работает.
Что такое правильное решение?
Мы считаем решение правильным, если:
- субъективно довольны им, не жалеем о нем;
- готовы следовать ему в дальнейшем;
- можем убедить других в его правильности;
- готовы в аналогичной ситуации принять аналогичное решение.
|
Для начала важно понять, признаем ли мы существование проблемы. Потому как часто мы игнорируем факты, сигнализирующие о ее возникновении, прячем голову в песок. Это связано с чувством стыда, ударом по самолюбию, когда мы возлагаем вину за сложившиеся обстоятельства на себя и, пытаясь защититься, всё отрицаем. Еще один негативный сценарий развития событий, когда решение проблемы отходит на второй план, – ситуация, в которой поиск решения заменяется гораздо более увлекательным занятием – поиском крайнего, так называемого козла отпущения (мальчика для битья).
Но если проблему всё же удалось выявить, ее нужно зафиксировать, дать ей первичное описание, провести экспресс-анализ. Интересно, что уже на этой ступени можно найти ценное решение, которое называют quick win или быстрая победа.
– А как понять, какую именно проблему нужно решать?
– Сделать это непросто, потому что, к сожалению, не существует формальных признаков реальной проблемы. И не во всех случаях, когда мы отрицаем существование проблемы, мы неправы. Потому что порой мы сталкиваемся с проблемами надуманными, которые не заслуживают нашего внимания. Чтобы отделить важное от вымышленного, проблему нужно категоризировать, охарактеризовать по ряду параметров, оценить ее влияние на настоящее и будущее, потому что если такой взаимосвязи нет, то это и не проблема вовсе.
Классифицировать проблемы можно по следующим параметрам: важность – на что влияет решение / игнорирование данной проблемы; масштабность – какое количество людей по факту будет так или иначе вовлечено в эту проблему; величина риска – какова вероятность наступления негативных последствий при действии / бездействии по данной проблеме; срочность – насколько оперативно проблема должна быть решена; уникальность – в чем отличительные особенности проблемы (от этого зависит, насколько оригинальное, нетривиальное решение требуется искать); структурированность – возможность разбить проб-лему на несколько более мелких подзадач. Исходя из этих шести критериев, мы определяем, насколько проблема реальна и как быстро она должна быть решена.
– Когда проблема определена, как к ней подступиться? С чего нужно начинать поиск решения?
– Проблему необходимо изложить в качестве задачи и только после этого приступать к ее решению. Задача всегда характеризуется четко сформулированным условием, выраженным словами. Это важный момент, потому что пока вы не сделаете этого – толку не будет. Проблема будет витать в воздухе на непонятном интуитивном уровне, и у каждого будет свое, возможно, несколько искаженное представление о ее сути.
В компаниях под новый проект обычно создается рабочая группа. Если проблема не слишком масштабна, то формулировать задачу можно в процессе мозгового штурма, но если речь идет о серьезной проблеме, то в идеале должна быть проектная документация, описывающая старт проекта, бюджет, основную задачу, которая требует решения.
– Максим, какая информация необходима для принятия управленческих решений? Какие могут быть источники этой информации?
– Нужно обозначить возможные черты информации, поскольку это очень важно. Как я уже говорил, любая проблема соответствует нескольким критериям, которые и определяют ту информацию, которая реально необходима для ее решения. Что касается источников, то это, в первую очередь, люди. Поиск информации всегда начинается с того, что проводится серия интервью с людьми, которые так или иначе задействованы в этой проблеме.
Второй источник – это все те документы, которые относятся к проблеме. Каждая проблема имеет определенную историю, особенно если она возникла не вчера и наверняка уже была ранее описана, возможно, были попытки ее решения. Необходимо поднять эту информацию и понять, что было сделано прежде, почему это не привело к результатам, какие были допущены ошибки, как надо изменить проблему и ее характеристики, чтобы сегодня подойти к ситуации иначе.
– В своей книге Вы говорите, что переизбыток данных мешает поиску решения. Как на-учиться отсеивать ненужную информацию?
– Верификация данных, поиск альтернативных источников решения, интуитивное умение выявить и «слить» подозрительные факты – это высокое искусство, которому обучиться сложно, но возможно. Как любое другое умение, оно приобретается в процессе набора профессионального опыта.
Порой приходится работать с огромными массивами данных, проверять множество фактов, анализировать всю представленную информацию, что очень трудозатратно. Умение вычленять главное, сразу видеть то, что вызывает наибольшее подозрение и необходимость проверки – это важно. Помимо недостоверной, существует еще и информация непродуктивная, которая ни к чему не ведет и никак не может помочь в решении данной проблемы.
Для того чтобы уметь ее отсеивать, необходимо иметь очень четкую формулировку задачи, постановку условий, критерии качества решения, которое вы ищете. И вот все эти ранги, которые мы добудем, – они позволяют нам определять ту информацию, которая и поможет найти решение.
Процесс поиска бывает очень увлекательным, а еще таким образом можно создавать видимость работы – вроде как я собираю информацию, я ценный, значимый сотрудник, я занят делом. Но это может длиться месяцами или даже годами, не приближая нас к решению вообще.
В такой ситуации помогает принцип Маккинзи, описанный в нашей книге, суть которого в том, что данных должно быть достаточно для выдвижения первичной гипотезы, но не больше. Не больше, потому что любая информация несет отпечаток личности того, кто за ней стоит, – независимо от того, получил ли он ее посредством личного общения или же из каких-то документов. И у автора представленной информации всегда есть личное мнение о проблеме, о том, как она должна решаться. Такая перегруженность данных порой мешает мыслить самостоятельно.
– Кто в итоге должен взять на себя ответственность, чтобы сказать «стоп, данных собрано достаточно»?
– Руководитель. Но это уже относится не только к принятию решений, но и к бизнесу вообще. В бизнесе всегда должна присутствовать иерархия, подразумевающая разграничение функциональных обязанностей участников. У одного из классиков по вопросу принятия решений – Эдварда Де Боно – есть Метод 6 шляп: каждая шляпа имеет свой цвет и символизирует одну из форм деятельности, один из стилей мышления в процессе решения проблемы. Например, одна – работу с информацией, другая – эмоциональное восприятие ситуации, третья – работу с поиском рисков и т.д.
Так вот человек, который носит шляпу синего цвета, управляет процессом, определяет, в какой точке процесса в данный момент находится группа, занимающаяся поиском решения, какой сделать следующий шаг. То есть он берет на себя ответственность за принятие решений. Такая синяя шляпа необходима в любой команде. Не нужно полностью полагаться на этот метод и пытаться перестроить под него всю работу, но он действительно полезен для применения в разумных пределах, потому как хорошо организует и дисциплинирует процесс работы в группе. В принципе, Метод 6 шляп может применять даже один человек. Поочередно принимая на себя ту или иную роль, он сможет посмотреть на проблему с разных ракурсов и более сбалансированно подойти к поиску решения.
– Расскажите, пожалуйста, о важности структурирования задач в процессе поиска решения. Что не должно ускользнуть от внимания управленцев?
– Чтобы данные работали на нас, а не мешали в поиске верного решения, нужно правильно их собрать. Мы предлагаем использовать принцип МЕСЕ, который, по нашему мнению, является самым важным инструментом на этапе структурирования. Сам термин МЕСЕ (Mutually Exclusive, Collectively Exhaustive) в переводе звучит как «взаимно исключающие, совместно исчерпывающие». Его суть заключается в том, что все данные нужно разбить на какие-то категории, чтобы, с одной стороны, они не пересекались, а с другой стороны, покрывали весь объем допустимой области. Давайте разберемся на примере.
Когда мы пытаемся отранжировать людей по датам рождения – это принцип МЕСЕ, так как мы наблюдаем минимум пересечений, каждый человек с большой вероятностью идентифицируется. Если мы попробуем ранжировать людей по полученному ими образованию, то принцип МЕСЕ будет нарушен, так как это будет не «взаимоисключающая структура» (у кого-то может быть несколько высших образований), а с другой стороны, не «совместно исчерпывающая» (у кого-то может не быть высшего образования вообще). Это непростой, на первый взгляд, метод, но очень полезный на практике. Если его освоить и научиться структурировать данные таким образом, то дальше будет проще выявлять важные закономерности, выдвигать гипотезы.
– Можно самостоятельно овладеть умением применять принцип МЕСЕ или этому должен научить специалист?
– Помните персонажа Мольера, который вдруг выяснил, что «всю жизнь говорил прозой»? Так вот здесь та же самая история: мы постоянно используем некоторые методы в своей практике, но даже не задумываемся о том, что они действенны. Овладеть некими умениями несложно, все инструменты, которые мы описываем в книге, просты, но они требуют некой осознанности. Именно когда мы осознаем, как и что делаем, – мы начинаем работать гораздо эффективнее.
– Вы говорите, что важно научиться замечать закономерности, в том числе неявные, и что этот навык приходит с опытом. О каком опыте идет речь – негативном или положительном?
– Я считаю, что полезен любой опыт, но только если из него делаются выводы. Бывает, что человек наступает на одни и те же грабли долго и упорно и совершенно не понимает, просто не задумывается, почему шишка на лбу сильно болит. Или, например, человек добился успеха в чем-либо, но воспринял это как должное, не проанализировал, какие ценные действия он предпринял, чтобы к этому успеху прийти, – это также непродуктивно.
Это типично для игры в покер, которая является очень хорошей моделью. Там человек может неожиданно выиграть, потому что ему повезло. С одной стороны, это нормально, если к этому правильно относиться. Но если человек думает, что он выигрывает, потому что так хорошо играет, то его в дальнейшем ждут не просто разочарования, а очень большие финансовые потери, потому что он неадекватно оценивает себя и действительность – в частности, везение в нашей жизни.
Поэтому важно проводить параллели, сопоставлять причины и следствия, анализировать победы и неудачи. Говоря о заслугах, нужно четко понимать, в чем именно они проявляются, чтобы закрепить навык для построения и дальнейшего использования позитивной модели ситуации.
– Какому решению нужно отдавать предпочтение? Если я Вас правильно поняла, порой решению достаточно быть всего лишь быстрым. Не сыграет ли такой принцип против управленцев / компании? Ведь быстрое – это, как правило, легкое, то, над чем не нужно долго работать.
– Предпочтение нужно отдавать лучшему решению, конечно, если оно вам известно. Для этого есть специальные приемы, которые касаются сравнения различных решений.
Дело в том, что на этапе генерации идей происходит совмещение логического и эмоционального типов мышления. Лучшие решения чаще всего рождаются на стыке сознательного и бессознательного, и большинство приемов основано на том, чтобы вовлечь наше подсознание, эмоции в процесс придумывания творческих идей. Если задуматься, мы не способны создавать новые идеи на пустом месте. Нам нужно от чего-то отталкиваться, первоначально есть некое зерно идеи, которое мы потом облекаем в плоть мысли. Такой точкой отсчета обычно является аналогия, которую мы находим в других областях науки и техники, в живой природе, быту.
Но на этапе выбора решения ситуация принципиально другая. Мы должны делать выбор с холодной головой, дистанцироваться от эмоций. Наиболее известные приемы – «моральная алгебра» Бенджамина Франклина, когда мы делим листок пополам и составляем сравнительную таблицу плюсов и минусов решения; квадрат Декарта (см. Рис. 1). Менее известные – Правило 10/10/10, принцип «Что стал бы делать ваш преемник?», Правило коричневых М&М, Формула доверия, которую прозвали формулой Поташева за мое к ней пристрастие. У этих методов единый принцип действия: мы разбиваем решение на составляющие, суммируем плюсы и минусы и на выходе получаем некую объективную оценку.
– Означает ли это, что в бизнесе для развития нужно стремиться предлагать нестандартные решения?
– На самом деле стандартные решения хороши тогда, когда они хороши. Если стараться всегда мыслить нестандартно, креативно, то это порой бывает избыточно. Однажды Авраама Линкольна спросили, какой длины у человека должны быть ноги, так вот он ответил, что достаточной длины, чтобы доставать до земли. Здесь работает тот же самый принцип: если существует простое и достаточное решение, которое обеспечивает достижение поставленных целей и учитывает выполнение имеющихся требований и ограничений, то не нужно придумывать велосипед.
Но в жизни, бизнесе, игре случаются ситуации, когда стандартные методы и приемы не работают, не дают результатов. И вот тогда требуется творческий подход. Это наиболее интересные моменты в работе, и они лучше всего характеризуют управленческие навыки. Но при этом есть руководители, которым посчастливилось всю жизнь провести в удобной ситуации, без поиска творческих решений, и они успешны.
– Некоторые наши авторы, бизнес-тренеры, рассказывали о том, что в большей степени процесс принятия решения происходит на бессознательном уровне, интуитивно. Вы согласны с этим? Можно ли доверять интуиции?
– Интуиция очень важна и полезна, но чтобы ей осмысленно и эффективно пользоваться, нужно понимать ее природу, то, как она работает, в какой степени она развита. Потому что иначе можно допустить серьезные ошибки.
Интуиция – палка о двух концах. С одной стороны, это инструмент, который может принести большую пользу, с другой стороны, она сопряжена с очень большими рисками. Прежде всего нужно понимать, что интуиция базируется на опыте. Это не божественное откровение, не связь с космосом, это то, что внутри нас заложено нами же, что мы приобрели в процессе своей жизни и профессиональной деятельности. Причем основывается интуиция именно на опыте в достаточно узкой профессиональной деятельности. Если вы, условно говоря, математик и умеете решать задачи определенного типа, то интуиция хорошо помогает вам, когда вы сталкиваетесь с такого рода задачами, но она никак не поможет вам поставить медицинский диагноз. То есть универсальной интуиции, не основанной на знаниях и опыте, не бывает.
– Максим, как, по Вашему мнению, лучше выстраивать процесс принятия решений в компании – своими силами или прибегать к помощи стороннего консультанта?
– Так как я имею опыт работы по обе стороны баррикад, то могу сказать, что всё зависит от сложности задачи, с которой мы имеем дело. Если перед компанией стоит задача заасфальтировать дорожку или решить, сдавать ли в гардероб шапку клиентам, то, пригласив консультанта, она потратит зря время, деньги и главное, не сформирует собственную компетенцию принятия решений. Если же задача сложная и понятно, что в компании не хватает ресурсов и знаний, чтобы найти эффективное решение, то обращение к внешним консультантам будет полезным. Они, как правило, имеют объективный, непредвзятый взгляд. И, кроме всего прочего, во взаимодействии с ними компания многому научится, узнает о новых методах и приемах, то есть приобретет тот самый опыт, который впоследствии сможет применять самостоятельно.
– Применяя Ваш алгоритм принятия решений, нужно ли какому-либо блоку уделить больше внимания?
– Давайте подытожим. Первоначально мы определяем проблему, собираем информацию, структурируем ее. Когда у нас четко поставлена задача, мы начинаем поиск возможных вариантов – и на последнем этапе выбираем лучший вариант решения. Полный цикл прохождения всех этапов требуется в исключительных случаях, когда проблема носит сложный, комплексный характер, ей сопутствует много данных, много возможных вариантов решений и в связи с этим выбор нетривиален. Но гораздо чаще для поиска решения достаточно одного-двух этапов.
– Какие советы Вы можете дать управленцам, которые желают научиться принимать верные решения?
– Изучить книгу «Путь решения». Самое неприятное и сложное в процессе принятия решения заключается в том, что сплошь и рядом люди, столкнувшись с проблемой, теряют хладнокровие и присутствие духа, выключается рациональное мышление. Так вот основной совет – не бояться проблем. Наш алгоритм полезен тем, что заставляет человека не рефлексировать по поводу сложившейся ситуации, а начинать что-то делать. По сути, мой совет – действовать, но действовать в соответствии с планом, который формируется на основе предложенного нами алгоритма.
– А это должна быть индивидуальная работа или только работа в команде? От чего больший положительный эффект?
– Предложенные нами инструменты – универсальны. Они работают и для одного человека, и для группы. Я думаю, рано или поздно выйдет в свет еще одна книга, которая будет посвящена работе в команде и тем отличиям, которые такая работа подразумевает.
Беседу провела Татьяна Маркина,
редактор ООО «ЭЛКОД»