Уплачивается ли налог на имущество с центра культурного наследия (здание клиента – бывший памятник архитектуры, сейчас - центр культурного наследия).
Главное
Если указанный “Центр культурного наследия” является объектом, признаваемым объектом культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, то налог на имущество не уплачивается.
Если “Центр культурного наследия” не является объектом культурного наследия, или является региональным объектом культурного наследия, то налог на имущество уплачивается в общем порядке.
Обоснование
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций выступает движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. При этом в п. 4 ст. 374 НК РФ перечислены объекты, не являющиеся объектами налогообложения. К таковым среди прочего отнесены объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке (пп. 3).
Минфин отмечает: если здание является объектом культурного наследия федерального значения, то и находящееся в этом здании помещение, учитываемое на балансе организации на праве собственности, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций в силу пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ (Письмо от 25.05.2016 N 03-05-05-01/29904).
Что касается объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, они могут выпасть из-под налогообложения в том случае, если региональными властями будет предусмотрена соответствующая льгота. Ведь, поскольку налог на имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджеты субъектов РФ, он:
- устанавливается не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов РФ;
- вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ;
- уплачивается в обязательном порядке на территории соответствующего субъекта РФ с момента введения в действие.
В свою очередь, устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, зафиксированных в гл. 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При этом региональные власти могут также обозначить особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с указанной главой, предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ). Понятие льгот по налогам и сборам закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 56 НК РФ.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.
Вопрос о предоставлении дополнительных льгот по налогу на имущество организаций, в том числе в отношении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ (Письмо Минфина России от 26.11.2015 N 03-05-06-04/68635).