ЭЛКОД: Каков порядок списания самортизированных основных средств с учетом ФСБУ 6/2020?

Каков порядок списания самортизированных основных средств с учетом ФСБУ 6/2020?

Полностью самортизированный объект ОС списывайте с бухгалтерского учета по тем же причинам, что и другие объекты ОС, согласно п. 40 ФСБУ 6/2020. То, что стоимость объекта полностью погашена посредством начисления амортизации, не является основанием для его списания.

Когда объект ОС списывается в плановом порядке, его стоимость полностью погашена посредством амортизации, то есть его балансовая стоимость равна нулю или ликвидационной стоимости, отличной от нуля. Это следует из п. 32 ФСБУ 6/2020. Списание полностью самортизированного объекта ОС отразите стандартными записями:

Дт 01-выбытие Кт 01-первоначальная стоимость - Списана первоначальная (восстановительная) стоимость

Дт 02 Кт 01-выбытие - Списана сумма накопленной амортизации

Дт 91-2 (94) Кт 01-выбытие - Списана балансовая стоимость

При этом если ликвидационная стоимость ОС равна нулю, то расхода от списания такого объекта при отсутствии затрат на выбытие у вас не возникнет.

Таким образом, при списании полностью самортизированного ОС бухгалтерские записи будут такими же, за исключением балансовой стоимости. Расхода от списания ОС при отсутствии затрат на выбытие у вас не возникнет.

 

Обоснование

Полностью самортизированный объект ОС списывайте с бухгалтерского учета по тем же причинам, что и другие объекты ОС. То, что стоимость объекта полностью погашена посредством начисления амортизации, не является основанием для его списания.

Балансовую стоимость объекта ОС списывают с учета по следующим причинам (п. 40 ФСБУ 6/2020):

  1. ОС физически выбывает из организации. Так происходит, например, когда объект:
    • передан другому лицу (при продаже, мене, внесении в уставный капитал и т.п.);
    • похищен;
    • уничтожен пожаром, аварией или в результате другой чрезвычайной ситуации;
  2. ОС не способно приносить организации экономические выгоды в будущем. Например, объект перестает использоваться:
    • вследствие морального или физического износа;
    • из-за истечения нормативно допустимых сроков или других предельных параметров его эксплуатации.

Неиспользуемых ОС, эксплуатация которых прекращена окончательно, на балансе организации быть не должно.

Как отразить в бухгалтерском учете списание полностью самортизированных ОС

Когда объект ОС списывается в плановом порядке, его стоимость полностью погашена посредством амортизации, то есть его балансовая стоимость равна нулю или ликвидационной стоимости, отличной от нуля. Это следует из п. 32 ФСБУ 6/2020.

Списание полностью самортизированного объекта ОС отразите стандартными записями. При этом если ликвидационная стоимость ОС равна нулю, то расхода от списания такого объекта при отсутствии затрат на выбытие у вас не возникнет.

Бухгалтерские проводки по списанию могут быть такие:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость

01-выбытие

01-первоначальная стоимость

Списана сумма накопленной амортизации

02

01-выбытие

Списана балансовая стоимость

91-2

(94)

01-выбытие

При списании полностью самортизированного ОС бухгалтерские записи будут такими же, за исключением балансовой стоимости. Расхода от списания ОС при отсутствии затрат на выбытие у вас не возникнет.

Списание полностью самортизированных ОС оформляют так же, как и списание недоамортизированных ОС. Документальное оформление зависит от причины списания ОС.

При передаче ОС другому лицу (продаже, мене, внесении в уставный капитал и т.п.) составьте двусторонний документ, подтверждающий факт приемки объекта контрагентом. Это могут быть унифицированный акт приема-передачи, УПД или иной передаточный документ, разработанный самостоятельно и содержащий обязательные реквизиты.

Для списания неиспользуемых, пришедших в негодность, морально устаревших ОС подготовьте заключение комиссии о невозможности или нецелесообразности их дальнейшего использования и отсутствии возможности продажи.

Заключение комиссии о списании ОС составьте в произвольной форме. Если такое заключение содержится в иных документах, оформленных комиссией по результатам осмотра ОС, например в дефектной ведомости, то отдельный документ можно не оформлять.

На основании заключения издайте приказ руководителя о списании объекта ОС. Такой приказ составляют в произвольной форме. Рекомендуем включить в него обязательные реквизиты первичного учетного документа (в частности, отметку о списании и подпись лица, ответственного за оформление) - тогда вы сможете списать выведенный из эксплуатации объект с учета непосредственно на основании приказа.

Если на момент издания приказа объект еще используется, то дополнительно составьте документ, свидетельствующий о его фактическом выводе из эксплуатации (например, акт о переводе объекта ОС на ликвидацию) (Рекомендация Р-27/2012-КпР "Ликвидация основных средств с длительным демонтажом"). Форму такого документа разработайте самостоятельно.

 

Клиентский опыт

В дополнение к основному ответу мы хотели бы поделиться с Вами Клиентским опытом решения похожих задач. Вы можете ознакомиться с эффективной последовательностью действий в КонсультантПлюс по теме Вашего запроса в документе: «ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020. Применяем в 2025 году».

Готовое решение: Когда и как по правилам ФСБУ 6/2020 надо списать с бухгалтерского учета основное средство (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека