Генеральный директор продает имущество организации (автомобиль) по цене ниже рыночной своему брату, брат является взаимозависимым лицом. Какие есть налоговые риски?
Главное
При реализации организацией имущества (автомобиля), стороны вправе согласовать цену сделки (в силу свободы договора). Однако, если цена такой реализации будет значительно ниже рыночной и будут установлены нарушения ст. 54.1 НК РФ в этой связи, не исключены риски доначисления НДС и налога на прибыль. При этом должны быть установлены факты взаимозависимости и/или подконтрольности сторон сделки.
Обоснование
В силу принципа свободы договора (п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ) цена продажи имущества может выбираться свободно. Стороны сами определяют условия сделок между ними в каждом конкретном случае (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Также по общему правилу в случаях, не предусмотренных разд. V.1 Налогового кодекса РФ (в части проверки цен на их соответствие рыночным условиям по контролируемым сделкам), налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении. В рассматриваемой ситуации реализация автомобиля не подпадает под критерии контролируемой сделки (по суммовому критерию). Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. Однако многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции (п. п. 1, 3 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
Также установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ). Данная норма фактически определяет условия, препятствующие созданию налоговых схем, направленных на незаконное уменьшение налоговых обязательств, в том числе путем неучета объектов налогообложения, неправомерно заявляемых льгот и т.п.
Об умышленных действиях налогоплательщика, в частности, могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов и проверяемого налогоплательщика, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, и т.п.
При этом при доказанности умышленности действий налогоплательщика, направленных на неуплату налога, налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме (Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).
Так, при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Такие доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить (п. 2 ст. 153 НК РФ). Налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли (полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов) (п. 1 ст. 274, п. 1 ч. 2 ст. 247 НК РФ). То есть при установлении налоговым органом фактов занижения налоговой базы по налогу на прибыль и по НДС она будет пересчитана и доначислена исходя из реальных параметров сделки.
Согласно судебной практике в случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, и установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами, многократно отличающимися от рыночных, доказывание получения налогоплательщиком необоснованной выгоды осуществляется в рамках выездных и камеральных проверок. У налогового органа имеются правовые основания для проверки правильности применения налогоплательщиком цены в сделках у взаимозависимых лиц, доначисления признаются обоснованными (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2022 N Ф06-15514/2022 по делу N А55-4010/2021).
Аналогичная позиция обозначалась и Минфином России, указывалось, что реализация полномочий по доказыванию получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок не относится к случаям контроля соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам. При этом выявленная необоснованная налоговая выгода в виде уменьшения налоговой обязанности предполагает ее суммовую оценку. Закрытый перечень способов оценки размера необоснованной налоговой выгоды в целях доначисления налогов и сборов по результатам налоговых проверок отсутствует, равно как и запрет на использование методов, установленных гл. 14.3 НК РФ (Письмо Минфина России от 28.11.2018 N 03-12-12/1/85982).
Таким образом, финансово-хозяйственные отношения налогоплательщика и взаимозависимых с ним лиц при определении условий сделок не должны быть обусловлены целью получения налоговой экономии. В данном случае характер деятельности организации (в зависимости от конкретных установленных фактов) может рассматриваться как совокупность действий, направленных на незаконную минимизацию налогов. Так, организация получала право применять ускоренную амортизацию по приобретенному в лизинг автомобилю (завышала расходную часть), при этом намерением сделок являлось фактическое приобретение имущества взаимозависимому физическому лицу.
Кроме того, стоит отметить, что налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться методами, указанными в п. 1 ст. 105.7 НК РФ (в частности, методом сопоставимых рыночных цен), для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных НК РФ (п. 12 ст. 105.7 НК РФ). Однако при доказывании нарушения методы, установленные ст. 105.7 НК РФ, являются одним из способов определения налоговым органом суммы необоснованной налоговой выгоды наряду с иными способами (Письмо Минфина России от 28.11.2018 N 03-12-12/1/85982).
Непосредственные потенциальные претензии налогового органа (доначисление выручки организации либо отказ в преференциях по договору лизинга) могут определяться из объема собранной доказательственной базы (кто пользовался автомобилем - для личных либо служебных нужд, уплачивал штрафы, оплачивал парковки, ГСМ, вел переговоры с лизингодателем и подписывал документы, сравнение сроков нахождения имущества в пользовании сторонами сделок и т.д.) и перспектив судебного дела.
При этом отмечаем, что на взаимозависимость и подконтрольность лиц могут указывать различные факты и обстоятельства (они не носят исчерпывающий характер).
Следует учитывать, что продажа автомобиля по цене ниже рынка может быть обусловлена и объективными причинами, например попадание автомобиля в ДТП, изменение конъюнктуры рынка и т.д.
При отсутствии фактов подконтрольности и взаимозависимости риск доначислений минимален. Так, если налоговым органом оспаривается соответствие отраженной в налоговом учете операции ее действительному экономическому смыслу, то многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, порочащими деловую цель сделки (взаимозависимость сторон сделки, создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции, использование особых форм расчетов и сроков платежей и т.п.) (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 N 303-КГ17-19327 по делу N А04-9989/2016). Однако при полном отсутствии подконтрольности между сторонами сделки все равно рекомендуется иметь обоснования разумности цены заключенной сделки, обусловленной экономическими причинами, и быть готовым подтвердить (отстаивать) позицию перед проверяющими.