Если задолженность по поставке возникла в период маратория (июль 2022) можно ли этот период взыскать неустойку? Не относится ли эта задолженность к текущим платежам?
Главное
Вы правы, данная задолженность признается текущей.
Так, ВС РФ разъяснил, что в ситуации, когда задолженность возникает в период моратория, неустойка продолжает начисляться. Мораторий в данном случае не применяется.
Во вложении прикрепляем судебную практику с аналогичными выводами.
В случае возникновения дополнительных вопросов свяжитесь с нами по контактам, указанным в конце письма.
Обоснование
Согласно ВС РФ:
«Ответ: Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).»
Выдержки из судебных актов:
«При рассмотрении дела судом первой инстанции сторонами не оспаривалось, что обязательства возникли после введения моратория.
Таким образом, обязательство по оплате договорной неустойки возникло у Ответчика после введения моратория, поэтому вывод суда о наличии оснований для освобождения Ответчика от оплаты неустойки основан на неверном применении норм Закона о банкротстве и положений Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N 44.»
«В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 30.04.2020 (вопрос N 10), указано, что в период действия моратория согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1, десятому абзацу пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней), иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до его введения.
Аналогичные разъяснения содержаться в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Из материалов дела следует, что обязательство по оплате за электрическую энергию, поставленную в спорный период, возникло после введения в действие моратория.
Следовательно, суды правомерно усмотрели основания для начисления неустойки.»
«В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория.
Вместе с тем, в иске по настоящему делу заявлены требования о взыскании неустойки за нарушение обязательств по оплате, срок исполнения которых возник у ответчика в апреле 2022 года, то есть после введения моратория.
Исходя из вышеизложенного, в данном конкретном случае, мораторий, установленный Постановлением Правительством Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" не подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку требование о взыскании неустойки за период с 19.04.2022 по 17.06.2022 в сумме 99 199 руб. 71 коп. возникло после введения моратория.
При изложенных обстоятельствах, требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в заявленной истцом сумме.»
«Однако в рассматриваемом случае такое последствие введения моратория как прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств не подлежит применению, поскольку оказание услуг за май - сентябрь 2020 было произведено истцом ответчику после введения моратория (06.04.2020), следовательно, требование об оплате оказанных услуг является текущим (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Таким образом, не начисляются неустойки за неисполнение денежных обязательств (требований), возникших до введения моратория. То есть по обязательствам (требованиям), возникшим после введения моратория неустойки начисляются.
Названное выше Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428, которым введен рассматриваемый мораторий, официально опубликовано 06.04.2020 и с этого дня согласно его пункту 5 оно вступило в силу. Таким образом мораторий введен с 06.04.2020.
По настоящему делу взыскивается неустойка, начисленная в связи с допущенной просрочкой оплаты электроэнергии за май - сентябрь 2020 года.
Таким образом, истец взыскивает неустойку за неисполнение денежных обязательств (требований), возникших уже после введения моратория (после 06.04.2020). Как указано выше, по таким обязательствам (требованиям) неустойки подлежат начислению.»
В Приложении к ответу Вы найдете:
- Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04_.docx
- Девятого арбитражного апелляционного суда от 0.docx
- Девятого арбитражного апелляционного суда от 1.docx
- Девятого арбитражного апелляционного суда от.docx
- Десятого арбитражного апелляционного суда от 1.docx