ВС РФ в Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. 18.10.2023) представил выводы по спорам, возникающим между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.
В частности, суд указал следующее:
- Банк обязан доводить до потребителя финансовых услуг информацию об общих условиях предоставления кредита (займа) и согласовывать с ним индивидуальные условия его кредитования независимо от того, обращается потребитель за предоставлением кредита (займа) очно или дистанционно. Заключение кредитного договора, совершенное со стороны потребителя одним действием - путем введения четырехзначного цифрового кода с указанием его назначения латинским шрифтом, направленного банком смс-сообщением, не соответствует требованиям пункта 2 статьи 8 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
- В случае гибели застрахованного имущества при расчете страхового возмещения учитывают действительную рыночную стоимость годных остатков. Условие о том, что стоимость годных остатков определяется по наивысшему оценочному предложению биржевой площадки, незаконно.
- При отказе от исполнения заключенного с банком договора возмездного оказания услуг потребитель финансовой услуги имеет право на возврат уплаченных по договору денежных средств за вычетом фактически понесенных банком расходов.
- Снижение неустойки не может быть произвольным и не допускается без представления финансовой организацией доказательств, подтверждающих такую несоразмерность, а также без указания судом мотивов, по которым он пришел к выводу о несоразмерности неустойки.
О других выводах ВС РФ по спорам о защите прав потребителей читайте в Обзоре: "Верховный суд обобщил практику по защите прав потребителей" в СПС КонсультантПлюс.
Читайте подробнее