ЭЛКОД: ВС РФ выпустил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей финансовых услуг

ВС РФ выпустил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей финансовых услуг

Возможности: скорректировать договоры, подготовиться к суду, в случае возникновения спора.

Верховный Суд РФ подготовил Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017).

В частности, Обзор содержит следующие выводы:

1. Если банком одновременно заявлены требования к заемщику о взыскании задолженности по кредитному договору и о его расторжении, такие требования рассматриваются в порядке искового производства. В данном случае не может быть вынесен судебный приказ: без судебного разбирательства и вызова сторон (п. 1 Обзора).

2. Условия кредитного договора, ущемляющие права потребителя (например, об уплате комиссионного вознаграждения за обслуживание счета), могут быть признаны недействительными. Последствием недействительности является возмещение гражданину-потребителю убытков по правилам ст. 15 ГК РФ (п. 5 Обзора). В этом случае нельзя требовать взыскания убытков по правилам ст. 28 и 30 Закона о защите прав потребителей.

3. Если гражданин обратился в банк с требованием о выдаче суммы вклада, и это требование не выполнено, банк в соответствии со ст. 856 ГК РФ обязан уплатить на эту сумму проценты, рассчитанные по ст. 395 ГК РФ (п. 7 Обзора).

4. Гражданин вправе отказаться от услуги личного страхования по кредитному договору в разумный срок и потребовать возмещения убытков, возникших в связи с непредоставлением надлежащей информации об оказываемой услуге (п. 13 Обзора).

В деле, которое рассмотрено в Верховном Суде РФ отмечается, что  гражданин пользовался страховыми услугами на протяжении 24 месяцев при сроке действия кредитного договора и договора страхования 36 месяцев, а требования об отказе от исполнения договора страхования и о возврате страховой премии им заявлены только через два года.

5. Если банк принял на себя обязательства по включению гражданина в реестр застрахованных лиц и направлению указанной информации в страховую компанию, гражданин-потребитель имеет право взыскать убытки с банка, когда указанные обязательства не выполнены и в выплате страхового возмещения отказано (п. 14 Обзора).

6. Гражданин-потребитель вправе обратиться в суд с иском об уменьшении неустойки по кредитному договору. Такая возможность есть не только в случае предъявления банком иска о взыскании неустойки (п. 17 Обзора).

7. Передача банком по агентскому договору другой организации (коллекторам) персональных данных заемщика без его согласия недопустима (п. 18 Обзора). Довод банка, что обработка персональных данных необходима для исполнения кредитного договора был отклонен, так как гражданин не является стороной по договору, заключенному между банком и коллекторским агентством.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека