Постановлением от 11.04.2024 N 17-П Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности ст. 85, ч. 4 ст. 87 и ст. 211 КАС РФ и признал их не соответствующими Конституции РФ, поскольку они, устанавливая возможность применения судом меры предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого акта к административному истцу, необоснованно ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску.
В целях реализации указанного Постановления КС РФ принят Федеральный закон от 20.03.2025 N 37-ФЗ «О внесении изменения в статью 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», которым установлено, что принятие иных мер предварительной защиты допускается в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт (НПА) определяет правовой режим объекта и (или) условия его использования (эксплуатации) и (или) защиты.
Данные поправки связаны с тем, что на практике суды отказывают административным истцам в применении предварительных мер защиты в виде приостановления действия оспариваемого НПА, если такой акт или отдельные его положения не применяются в отношении истца. Вместе с тем специфика НПА, определяющих правовой режим объектов или условия их использования и защиты, и обусловленных их принятием последствий, состоит в том, что действие таких актов может не сопровождаться непосредственным применением к административному истцу, однако может привести к необратимым последствиям, связанным с действием либо бездействием в отношении указанных объектов, и как следствие – к нарушению прав как истца, так и неопределенного круга лиц.
На заметку: быть в курсе изменений по рассматриваемой тематике поможет материал Последние изменения: Оспаривание нормативных правовых актов в административном судопроизводстве в СПС КонсультантПлюс.
Читайте подробнее