ЭЛКОД: Почему в НК РФ не закрепят признаки дробления бизнеса: отвечает Минфин

Почему в НК РФ не закрепят признаки дробления бизнеса: отвечает Минфин

Риски: закрепление в НК РФ исчерпывающего перечня признаков фиктивного дробления не целесообразно в связи с разнообразием фактов хозяйственной жизни и постоянным совершенствованием способов незаконной «налоговой оптимизации». Возможности: факт создания нескольких хозяйствующих субъектов не говорит о фиктивном дроблении бизнеса, если не установлена необоснованная налоговая выгода. Добросовестные налогоплательщики могут защитить свои права путем обжалования незаконных решений налоговых органов.

Дробление бизнеса – использование нескольких организаций или ИП для искусственного перераспределения между ними выручки, имущества или работников. Цель – налоговая экономия от применения спецрежимов или налоговых льгот.

В последнее время увеличилось количество выездных налоговых проверок, по результатам которых доначисляются крупные суммы налогов по выявленным и доказанным схемам дробления. В связи с этим в Минфин поступают обращения об установлении признаков дробления бизнеса, формирующих факт злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями.

В Письме от 09.11.2023 N 03-02-07/107221 Минфин России сообщает об отсутствии необходимости закрепления в НК РФ признаков дробления бизнеса.

Ведомство отмечает, что вопрос пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов уже урегулирован действующими нормами НК РФ, обеспечивая необходимую защиту как интересов государства от действий недобросовестных налогоплательщиков, так и добросовестных налогоплательщиков от необоснованных действий, решений налоговых органов.

Судебная практика подтверждает, что налоговое законодательство предусматривает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики (применения налоговых льгот или отказа от них, использования специальных налоговых режимов и др.). Поэтому создание нескольких новых хозяйствующих субъектов не может говорить о фиктивном дроблении бизнеса, если проверяющими не установлено неправомерное сокращение налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями.

Для защиты своих интересов от неправомерного доначисления налогов по результатам проверок, в которых усматриваются признаки фиктивного дробления бизнеса, добросовестные налогоплательщики могут обжаловать действия, решения налоговых органов в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде.

При этом с учетом разнообразия фактов хозяйственной жизни, постоянно совершенствующихся способов налоговой «оптимизации» Минфин не усматривает возможности установить в НК РФ исчерпывающий перечень признаков в отношении того, что является дроблением бизнеса, формирующим факт злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями.

На заметку: ранее ФНС России в Письме от 25.04.2023 N БВ-19-7/126@ сообщала о нецелесообразности закрепления в НК РФ понятия «должная осмотрительность», в связи с тем, что налоговые органы в каждом конкретном случае применяют индивидуальный подход при оценке поведения налогоплательщика в зависимости от обстоятельств налогового спора и судебной практики по аналогичным делам. Подробнее об этом рассказано в обзоре на нашем сайте.

ФНС России на основе судебной практики сформулировала ряд обстоятельств, которые могут говорить о том, что целью разделения бизнеса является уход от уплаты налогов. Подробнее о них можно узнать в алгоритме клиентского опыта «Дробление бизнеса. Оценка налоговых рисков» на нашем сайте.

Практические рекомендации с учетом сложившейся арбитражной практики можно получить на трансляции «"Портрет" необоснованной налоговой выгоды: чек-лист вашей безопасности» 12 декабря 2023 года.

Читайте подробнее

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»