По общему правилу торгово-офисная недвижимость облагается налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Положения ст. 378.2 НК РФ устанавливают необходимые и достаточные критерии, позволяющие отнести то или иное имущество к объекту, по которому налоговую базу исчисляют по кадастровой стоимости. При этом КС РФ в Постановлении от 12.11.2020 N 46-П (далее – Постановление) признал подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ не противоречащим Конституции РФ. Ведь данная норма не предполагает определение налоговой базы по кадастровой стоимости исключительно на основании вида разрешенного использования земельного участка, которое предусматривает размещение торговых объектов. Нужно учитывать предназначение и фактическое использование здания. Организация не лишена возможности представлять доказательства несоответствия имущества критериям из ст. 375 и ст. 378.2 НК РФ.
ФНС России обратилась в КС РФ с ходатайством о разъяснении Постановления по следующим вопросам:
– подлежит ли применению правовая позиция КС РФ к налоговым периодам, предшествующим дате его вынесения;
– предполагается ли возможность исключения в судебном порядке из перечней объектов недвижимости, определенных региональными органами исполнительной власти, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, недвижимости, включенной в перечни до принятия Постановления КС РФ, если решения о ее включении в перечни не оспаривались налогоплательщиками.
В связи с этим КС РФ в Определении от 30.01.2024 N 8-О-Р разъяснил Постановление от 12.11.2020 N 46-П по делу о проверке конституционности подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
КС РФ отметил, что Постановлением не определен особый порядок его исполнения. Соответственно, действует общий порядок его вступления в силу и действия во времени. Пересмотр размера налоговых обязательств лица с даты вступления в силу Постановления без учета времени обращения этого лица за таким пересмотром и вынесения судом решения не допускается.
Постановление также не предполагает возможности пересмотра налоговых обязательств неограниченного круга налогоплательщиков, исполнивших свою обязанность по уплате налога за предыдущие периоды.
Организации не лишены права обратиться с требованиями, касающимися исключения объектов из перечня. Однако судебные решения по такого рода спорам не могут затрагивать налоговых обязательств, уже возникших на момент вступления в силу рассматриваемого Постановления, в том числе приводить к возврату денежных сумм из бюджета.
КС РФ напомнил, что критерии, на основании которых объекты недвижимости включаются в специальный Перечень торгово-офисной недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости, были существенно скорректированы.
В связи с этим:
– не допускается возможность включения в перечень объекта без учета фактического использования;
– предусмотрена вероятность исключения из перечня объектов, не отвечающих новым критериям.
Соответственно, налоговые органы, органы исполнительной власти субъектов РФ теперь должны соотносить свои действия и решения, связанные с включением объектов недвижимости в перечни, с содержанием этого Постановления.
На заметку: посмотреть Перечень торгово-офисной недвижимости можно на официальном сайте субъекта РФ или его исполнительного органа, например правительства (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Если недвижимость находится в Москве, то поможет Сервис для поиска недвижимости в Москве, включенной в Перечень объектов, облагаемых налогом на имущество от кадастровой стоимости на нашем сайте.
В каких случаях организация должна платить налог на имущество по кадастровой стоимости, а в каких – по среднегодовой, читайте в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Как оспаривается кадастровая стоимость и стоит ли игра свеч, узнаете на Встрече с экспертом «Налоговое планирование с учетом изменений 2024 года» 28 февраля 2024 года.
Читайте подробнее