ЭЛКОД: Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета? Какая ответственность?

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета? Какая ответственность?

Риски: за несообщение в установленный срок сведений о принятых на работу гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, предусмотрена административная ответственность. Возможности: работодатель не вправе отказать в приеме на работу военнообязанному соискателю при отсутствии у него военного билета или заменяющего военный билет документа. При этом работодатель вправе прописать в локальном акте срок представления работником такого документа.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет, временное удостоверение или справку взамен военного билета), если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон N 53-ФЗ)).

Таким образом, для военнообязанных предусмотрено представление как военного билета, так и временного удостоверения, выданного взамен военного билета, или справки взамен военного билета (п. 28 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее – Положение), п. 32 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее – Инструкция N 700)).

Постановка на воинский учет по месту работы

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях (пп. 6, 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, п. 27 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении) (подп. «а» п. 30 Положения);
  • информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (подп. «г» п. 30 Положения);
  • выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу или увольнении сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания в военных комиссариатах или органах местного самоуправления (подп. «д» п. 30 Положения).

Сведения о принятых на работу гражданах, а также сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять (с вручением им направления в военный комиссариат для постановки на воинский учет), нужно направлять в военкомат в течение двух недель (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ, подп. «б» п. 32 Положения).

Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма 10) (п. 31 Инструкции N 700).

В целях организации воинского учета работодателю стоит разработать соответствующий локальный нормативный акт (ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

Обратите внимание! За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ (п. 54 Положения).

Правомерность приема на работу без военного билета

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).

Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в трудовом законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, а также их отсутствие не связано с его деловыми качествами.

Кроме того, работник может быть допущен к работе и до оформления трудового договора. Но подписать с таким работником трудовой договор нужно не позднее трех рабочих дней со дня со дня фактического допущения работника к работе (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Таким образом, прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета при трудоустройстве, по нашему мнению, правомерен. Представители Роструда также разъясняли, что работодатель не вправе отказать в приеме на работу соискателю без военного билета

При этом локальный акт, по нашему мнению, может содержать в том числе положения о сроке представления документов, не представленных при трудоустройстве (ст. 8 ТК РФ).

О правомерности применения дисциплинарного взыскания за непредставление военного билета рассказано в ответе на Вопрос: Правомерно ли принять на работу работника без военного билета? (Консультация эксперта, 2023) {КонсультантПлюс}.

На заметку: какую отчетность, связанную с ведением воинского учета, организации представляют в военкомат, рассказано в обзоре на нашем сайте.

Читайте подробнее

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»