Что представляет собой приостановление операций по счетам? Это особый порядок совершения расходных операций по счетам налогоплательщика, то есть все расходные операции запрещаются, за исключением тех случаев, которые прямо разрешены ст. 76 НК РФ. При этом зачисление средств на счет налогоплательщика осуществляется в общем порядке, без ограничений.
Итак, с заблокированного счета налогоплательщик вправе проводить платежи в пределах тех средств, которые остались на счету, за вычетом тех сумм, на которые направлено решение о приостановлении операций. Сумма, на которую блокируется счет, зависит от причин блокировки, о которых мы поговорим ниже. Однако некоторые платежи возможно проводить без ограничений, даже если на счете заблокирована вся сумма, но в порядке очередности. Так, даже если на счете налогоплательщика заблокирована вся сумма, он вправе уплачивать налоги, страховые взносы, пени и штрафы в бюджет РФ, а также платежи, очередность которых предшествует исполнению обязательств по уплате налоговых платежей.
К первой очередности платежа относятся платежи по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и платежи о взыскании алиментов.
Платежи по исполнительным документам о выплате выходных пособий, зарплата сотрудникам, вознаграждения исполнительным лицам и авторам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, относятся ко второй очереди.
К третьей очереди относится зарплата работников, для выдачи которой налогоплательщик вправе получить наличные денежные средства с расчетного счета, а также платежи на перечисление в бюджет задолженности по налогам, сборам и страховым взносам, исполняемые по поручениям ИФНС.
Возмещение ущерба, а также удовлетворение других денежных требований по исполнительным документам относятся к четвертой очереди.
И, наконец, к пятой очереди относится списание денежных средств по платежным документам на перечисление платежей в бюджетную систему РФ, в том числе налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов.
Если налогоплательщик направил поручения на перечисление денежных средств по платежам, отнесенным к одному виду очередности, то исполняться они будут в порядке календарной очередности. Если же налогоплательщик направил платежное поручение на перечисление заработной платы своим сотрудникам и налоговая инспекция направила инкассовое поручение, то сначала будет исполнено платежное поручение на перечисление заработной платы. В свою очередь банк должен удостовериться в том, что платежное поручение действительно относится на перечисление заработной платы, то есть провести дополнительные проверочные мероприятия. Позиция Верховного Суда РФ следующая: если банк не проверит перечисления налогоплательщика, его могут привлечь к ответственности по ст. 134 НК РФ. См.:
Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2018 № 309-КГ18-1269
Где найти:
ИБ Решения высших судов
Так, в одном из рассматриваемых дел банк не учел, что ранее организация не направляла платежные поручения в банк на перечисление заработной платы, так как отсутствовало платежное поручение на уплату НДФЛ с заработной платы, а также у организации отсутствовало штатное расписание.
Перечень оснований, позволяющих налоговому органу приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, перечислены в ст. 76 НК РФ, их всего пять. Предлагаем ознакомиться с каждым основанием и рассмотреть их нюансы.
Налоговый орган может заблокировать счет организации или индивидуального предпринимателя за отчетность, которая не была сдана в установленные законами сроки (налоговая декларация, расчет 6-НДФЛ, расчет по страховым взносам). В таких случаях счет налогоплательщика блокируется целиком.
Добавим несколько слов о расчетах по страховым взносам. Так, с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов были переданы налоговым органам РФ. Кроме того, с 30 августа 2018 года у них появилось право замораживать счет из-за несвоевременно сданного расчета по взносам. Это связано со вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ, где в новой редакции был изложен п. 3.2 ст. 76 НК РФ: «решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленно го срока представления такого расчета». См.:
Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования»
Где найти:
ИБ Российское законодательство (Версия Проф)
Стоит отметить, что ранее такого права у контролеров не было — это подтверждается письмами Минфина РФ. См.:
Письмо Минфина России от 12.01.2017 № 03-02-07/1/556,
письмо Минфина России от 21.04.2017 № 03-02-07/2/24123 (направлено ФНС для использования в работе письмом от 10.05.2017 № АС-4-15/8659)
Где найти:
ИБ Российское законодательство (Версия Проф)
Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика принимается по истечении 10 дней с того момента, когда отчетность должна быть сдана. По общему правилу, налоговый орган вправе воспользоваться этим в течение трех лет. Как только налогоплательщик направит декларацию (расчет) в налоговый орган, не позднее следующего рабочего дня с момента получения инспекторы должны вынести решение об отмене приостановления операций по банковским счетам, что подтверждается п. 6 ст. 6.1, подп. 1 п. 3.1 ст. 76НК РФ. Если же срок будет нарушен, то налоговый орган должен выплатить налогоплательщику проценты за дни неправомерной блокировки счета (абз. 1 п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Об этом мы поговорим ниже.
Следующее основание для блокировки счета — неуплата налога (страховых взносов), пени или штрафа в срок по требованию налогового органа (пп. 1, 2 ст. 76 НК РФ).
По общему правилу юрлицо должно исполнить требование (то есть погасить задолженность) в течение восьми рабочих дней с даты его получения. Более продолжительный срок инспекция может установить, указав его в требовании (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).
Выставление требования, в свою очередь, означает, что налоговый орган начал процедуру принудительного взыскания налога, пеней, штрафа, процентов (пп. 1, 8 ст. 45 НК РФ).
Кроме того, при несвоевременной уплате обязательных платежей налоговый орган блокирует сумму, необходимую для исполнения обязательств по уплате налогов, сборов, пеней, процентов и штрафов.
Третье основание для блокировки счета налогоплательщика — организация, которая обязана представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, не передала в ИФНС в установленный срок электронную квитанцию о приеме полученного от ИФНС в электронной форме любого из следующих документов (письмо ФНС России от 11.05.2017 № АС-4-2/8820):
— требование о представлении документов;
— требование о представлении пояснений;
— уведомление о вызове в ИФНС.
Стоит подчеркнуть, что передача в ИФНС электронной квитанции о приеме документов должна состояться в течение шести рабочих дней со дня, когда ИФНС отправила налогоплательщику эти документы (п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Четвертое основание — организация, у которой появилась обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности не обеспечила возможность ее исполнения.
И наконец, пятое основание для приостановления операций по счетам — это обеспечение исполнения решения налогового органа, которое вынесено на основании результатов налоговой проверки, то есть если у налогового органа есть подозрения в том, что налогоплательщик не исполнит данное решение (например, у него недостаточно имущества). Приостановление операций по данному основанию осуществляется в рамках ст. 101 НК РФ. Но прежде чем принять решение о блокировке счета по указанной причине, налоговая инспекция должна вынести решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) всего имущества организации (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Итак, мы рассмотрели основания для приостановления операций по счетам налогоплательщика. Стоит отметить, что по иным основаниям налоговый орган не вправе блокировать счет. См.:
Письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590,
письмо ФНС России от 11.12.2014 № ЕД-4-15/25663
Где найти:
ИБ Российское законодательство (Версия Проф)
Теперь остановимся на процедуре приостановления операций по счетам.
Предположим, что у нас имеется одно или несколько оснований для приостановления операций по счетам. Что происходит дальше? ФНС выносит решение о приостановлении операций по счетам в банке. Первое, что делают налоговики, — организации или индивидуальному предпринимателю выставляется требование об уплате налога, пеней, штрафа или процентов. Далее выносится решение о взыскании недоимки (пеней, штрафов, задолженности по процентам, начисленным на основании гл. 9 НК РФ) с банковских счетов должника, если он в установленный срок не исполнил указанное требование и не погасил свою задолженность. Затем принимается решение о блокировке расходных операций по банковским счетам организации (индивидуального предпринимателя). При этом инспекция может вынести его как одновременно, так и после принятия указанного решения о взыскании.
Такая последовательность действий налогового органа установлена п. 1 ст. 45, ст. 70, пп. 3, 9, 10 ст. 46, п. 10 ст. 68, п. 2 ст. 76 НК РФ. Если инспекция ее нарушила, налогоплательщик вправе обжаловать данное решение в вышестоящем налоговом органе (на региональном, федеральном уровне) или в суде.
В частности, суды признают неправомерной блокировку операций в следующих случаях:
— если инспекция приостановила операции по счетам без направления налогоплательщику требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов до вынесения решения о взыскании задолженности с банковских счетов;
— если требование и решение о взыскании признаны недействительными.
Подтверждают этот вывод постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2011 № Ф03-1940/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2011 № А69-367/2009, от 31.03.2010 № А19-17587/09, ФАС Поволжского округа от 25.10.2010 № А55-39867/2009, ФАС Московского округа от 03.06.2008 № КА-А40/4875-08.
Стоит отметить, что согласно п. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по банковским счетам организации (индивидуального предпринимателя) принимает руководитель налогового органа либо его заместитель.
Информацию, которая отражается в самом решении о блокировке, можно разделить на два условных блока:
1. Общая информация, которая указывается независимо от основания вынесения решения.
К таким сведениям, например, можно отнести:
— наименование налогового органа, Ф. И. О. должностного лица, вынесшего решение;
— дату вынесения и номер решения;
— наименование налогоплательщика, его ИНН, КПП, адрес;
— наименование банка и номер счета, операции по которому приостанавливаются.
2. Специальная информация, наличие которой зависит от оснований вынесения решения.
Так, при неуплате недоимки (пеней, штрафов, процентов) в решении о приостановлении расходных операций по счетам указываются:
— ссылка на нормы налогового законодательства, устанавливающие обязанность налогоплательщика по уплате налога (пеней, штрафов, процентов);
— данные о требовании об уплате налога, пеней, штрафа, процентов, решении о взыскании задолженности, для исполнения которого блокируется счет;
— сумма задолженности, в пределах которой приостанавливаются расходные операции по счету.
В случае приостановления операций по валютному счету денежные средства в иност-ранной валюте блокируются в сумме, равной задолженности в рублях, которая указана в решении о блокировке. Пересчет осуществляется по курсу Банка России, установленному на дату получения решения банком (пп. 2, 7 ст. 76 НК РФ).
С 1 июня 2018 года приостановление операций возможно также по счету в драгоценных металлах. Средства блокируются в пределах суммы платежа в рублях, указанной в решении о приостановлении операций. Стоимость драгоценных металлов в этом случае определяется исходя из их учетной цены, установленной Банком России на дату начала действия приостановления операций по счету (п. 2 ст. 76 НК РФ).
Следом инспекция направляет решение в банк, а его копию передает налогоплательщику. Ранее Налоговый кодекс РФ не содержал конкретного перечня способов направления документов налогоплательщику. Однако и тогда налоговики должны были передать решение так, чтобы можно было установить дату, когда налогоплательщик получил решение. Как правило, инспекция отправляла решение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
На практике же получается так, что о блокировке счета представители юрлица узнают лишь в том случае, когда банк отказывает им в совершении расходных операций. Такая ситуация может возникнуть, если налоговый орган несвоевременно направил налогоплательщику копию решения о приостановлении операций по счету.
Отсутствие уведомления налогоплательщика о блокировке его счетов по запросу ФНС суды оценивают по-разному, в зависимости от обстоятельств при принятии таких решений.
Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 10.06.2010 № А45-23256/2009 указал, что несообщения инспекцией налогоплательщику о блокировке счета недостаточно для признания принятого решения недействительным.
ФАС Московского округа в постановлении от 02.07.2009 № КА-А40/5984-09 пришел к иному выводу: налогоплательщик обязательно должен быть уведомлен о принятом решении. Однако заметим, что суд в данном деле выявил и иные нарушения со стороны инспекции, которые в конечном счете привели к признанию ее действий неправомерными.
Таким образом, если отсутствие информирования со стороны налоговой о приостановлении операций по банковским счетам будет единственным аргументом при оспаривании такого решения, решение суда может быть не в пользу налогоплательщика.
Далее действия банка будут следующими: он приостанавливает операции по счету, а затем в течение трех рабочих дней после получения решения сообщает в ФНС сведения об остатках денежных средств данного клиента.
Рассмотрев основания для блокировки счета, а также саму процедуру, перейдем к законным действиям, которые следует предпринять для того, чтобы ускорить процесс отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам.
Итак, первым основанием для блокировки счета было указано несвоевременное представление отчетности. Чтобы отменить указанное решение, следует представить в налоговую инспекцию декларацию или расчет (подп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ), а в том случае, если отчетность уже была представлена, но по каким-то причинам представители ФНС не получили ее, можно представить заявление с приложением, которое подтверждает правоту налогоплательщика. Такими документами могут быть:
— при отправке отчетности в электронном виде — квитанция о приеме отчета;
— при отправке по почте — опись вложений и почтовая квитанция;
— при сдаче лично — копия декларации с отметками налогового органа о приеме. Срок разблокировки счета в таком случае по закону составляет всего один рабочий день.
Если счет заблокирован по причине неуплаты налога (сбора, пени, штрафа) по требованию налогового органа, то в такой ситуации налогоплательщик может дождаться, когда банк самостоятельно взыщет необходимую сумму, однако при таком подходе решение об отмене блокировки счета может затянуться. Наиболее корректный подход — уплатить недоимку и направить копию выписки банка, которая подтвердит погашение недоимки и задолженности (п. 8 ст. 76 НК РФ). Чтобы ускорить отмену, можно посоветовать также направить заявление налоговикам об отмене приостановления операций по счетам в банке. Решение инспекции, отменяющее блокировку счета, банк должен получить не позже чем на второй рабочий день после подачи в инспекцию указанных документов (п. 6 ст. 6.1, пп. 4, 8 ст. 76 НК РФ).
Третье основание — непредставление квитанции о приеме документов от ИФНС. В данной ситуации можно рассмотреть два варианта действий: представить квитанцию или исполнить требование налоговиков. Например, можно собрать документы и прийти в налоговую либо представить пояснения в ФНС любым иным способом. Решение об отмене в этом случае также принимается не позднее одного рабочего дня после обращения в налоговую.
Данные основания для отмены блокировки счета предусмотрены в подп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ.
Следующий пример, который можно рассмотреть — отсутствие обеспечения возможности получения документов от ИНФС по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), а также несдача отчетности в электронном виде, если у налогоплательщика была такая обязанность. Исправить указанное обстоятельство можно одним из следующих способов (письмо ФНС от 29.06.2016 № ЕД-4-15/11597@):
— заключить с оператором электронного документооборота (ЭДО) договор об оказании услуг по обеспечению ЭДО с ИФНС и приобрести квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи;
— предоставить полномочия по ЭДО с ИФНС уполномоченному представителю (посреднику), имеющему договор с оператором ЭДО, и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, а также направить в ИФНС документ, подтверждающий полномочия представителя. См.:
Письмо ФНС России от 29.06.2016 № ЕД-4-15/11597@
Где найти:
ИБ Российское законодательство (Версия Проф)
Решение об отмене решения ФНС в этом случае принимается также не позднее следующего рабочего дня.
Разблокировать счет возможно в случае получения налоговым органом заявления о разблокировке счета, если сумма денежных средств на ваших счетах больше суммы, которая указана в решении инспекции о приостановлении операций (п. 9 ст. 76 НК РФ). Такое заявление можно составить в произвольной форме.
Отметим, что согласно позиции Минфина России блокировка снимается только с тех счетов, которые указаны в резолютивной части решения. При этом отменить блокировку счета можно на часть суммы, размер которой превышает требования налоговиков.
Например: если на счету налогоплательщика 30 млн рублей, а ФНС имеет претензии по налогам в размере 20 млн, то разница между этими суммами (10 млн рублей) может быть разблокирована.
Стоит отметить, что в указанном случае приостановление операций по другим счетам в банке не отменяется. См.:
Письмо Минфина России от 16.01.2013 № 03-02-07/1-10
Где найти:
ИБ Российское законодательство (Версия Проф)
Кроме того, блокировка счета может быть отменена и по иным основаниям, которые предусмотрены федеральными законами. В этих случаях налоговый орган не обязан выносить решение об отмене приостановления операций по счетам (п. 9.1 ст. 76 НК РФ). Например, ликвидация организации или признание налогоплательщика банкротом арбитражным судом и открытие конкурсного производства влекут прекращение блокировки банковских счетов налогоплательщика, при этом принятие налоговым органом решения об отмене такого приостановления не требуется (см., например, письма Минфина России от 24.11.2015 № 03-02-07/1/68233, от 20.02.2015 № 03-02-08/8162, от 16.09.2013 № 03-02-08/38179; письмо ФНС России от 19.10.2015 № ГД-4-8/18213@; п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 36).
Приостановление операций по счету также подлежит отмене в случае пересмотра решения сотрудниками налоговой. Это произойдет в случае непосредственного решения о взыс-кании либо решения по результатам проверки.
За нарушение порядка приостановления операций по банковскому счету и сроков отмены блокировки счета налоговый орган должен выплатить налогоплательщику проценты согласно п. 9.2 ст. 76 НК РФ. Проценты в этом случае будут начисляться следующим образом:
— если нарушен срок отмены решения о блокировке счета — за каждый день просроч ки в снятии блокировки со счета;
— если нарушен срок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счету — за каждый день просрочки в передаче решения. При этом в период, за который начисляются проценты, включается день получения решения банком (постановление ФАС Московского округа от 04.09.2012 № А40-112922/11-99-483);
— если решение о приостановлении операций по счету в банке изначально было вынесено неправомерно — за каждый день действия такого решения, то есть со дня его получения банком до дня получения им решения об отмене блокировки.
Проценты начисляются на ту сумму денежных средств, которая непосредственно была заблокирована на счете (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Сумма, указанная в решении о приостановлении операций по счетам, для расчета процентов значения не имеет.
При отсутствии денежных средств на банковском счете, операции по которому приостановлены решением инспекции, проценты начисляться не должны. Это обусловлено тем, что денежных средств, в отношении которых действовала блокировка, не было. То есть отсутствовала сумма, на которую по смыслу п. 9.2 ст. 76 НК РФ должны начисляться проценты. Аналогичный вывод следует из судебной практики (постановления ФАС Московского округа от 13.02.2013 № А40-59298/12-99-342 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 15.05.2013 № ВАС-5501/13), ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2012 № А53-9126/2011, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 № А12-19093/2010).
Размер процентов рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в указанные периоды (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
Кроме того, стоит рассмотреть спорные моменты, которые встречаются в вопросе о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Так, в судебной практике рассматривался вопрос о том, можно ли приостановить операции по счетам налогоплательщика, на которые не направлялись инкассовые поручения (бесспорные решения ФНС о приостановке работы счетов налогоплательщика — прим. автора).
Из п. 4 ст. 46 НК РФ следует, что поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента).
В п. 2 ст. 76 НК РФ предусмотрено, что решение о приостановлении операций нало-гоплательщика-организации по его счетам и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
Так, ВАС РФ признал необоснованным довод налогоплательщика о том, что инспекция после вынесения решения о взыскании должна направить инкассовое поручение к одному из счетов и, получив подтверждение его поступления, направить в иные банки решение о приостановлении операций по счетам. Есть судебные акты, согласно которым приостановление операций по счетам налогоплательщика, на которые инспекцией не направлялись поручения на перечисление сумм налога в бюджет, правомерно.
Так, налогоплательщик полагает, что инспекция после вынесения решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках должна направить инкассовое поручение к одному из счетов и, получив информацию о дате поступления указанного поручения в банк, применить обеспечительные меры, приняв и направив для исполнения в иные банки решение о приостановлении операций по счетам.
ВАС РФ указал, что предложенный налогоплательщиком порядок принудительного взыскания не основан на положениях действующего законодательства. Его выполнение означало бы установление для инспекции запрета на применение приостановления операций по счетам раньше, чем налоговики получат от банка подтверждение о принятии инкассового поручения к исполнению. А это, в свою очередь, противоречит ст. 76 НК РФ, что и было подтверждено ВАС. Помимо этого, рассматриваемая обеспечительная мера должна применяться также и в иных предусмотренных п. 3 ст. 76 и п. 10 ст. 101 НК РФ случаях, не связывающих применение этой меры с осуществлением инспекцией процедуры принудительного взыскания. См.:
Решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11
Где найти:
ИБ Решения высших судов
Похожее дело было рассмотрено в постановлении арбитражного суда Волго-Вятского округа, где суд пришел к такому же выводу и отклонил возражения налогоплательщика на то, что инспекция незаконно приостановила операции по всем имеющимся счетам, на которые не было направлено инкассовое поручение. Суд признал, что основания для снятия блокировки счета не имеется. См.:
Постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.12.2017 № Ф01-5444/2017 по делу № А82-220/2017
Где найти:
ИБ Арбитражные суды округов
Резюмируя статью, стоит отметить, что в ней были рассмотрены основные причины приостановлений операций по счетам налогоплательщика налоговыми органами. Кроме того, приведены основания, по которым можно отменять указанные решения, и аргументы, которые не являются решающими для отмены инкассовых поручений ФНС. Автор надеется, что рассмотренный материал станет полезной памяткой, которая поможет разобраться с особенностями блокировки счетов и поможет обезопасить от неправомерных действий налогового органа.