О СРОКАХ…
Напомню, что с 1 января 2015 года на подготовку «расширенной» декларации по НДС добавили пять дней. И теперь необходимо отчитываться не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Это правило касается как налогоплательщиков НДС, налоговых агентов по НДС, так и тех лиц, которые плательщиками НДС не являются, но в силу незнания или настойчивых просьб контрагентов выставляли счета-фактуры с выделенной суммой налога. Поскольку 25 октября этого года приходится на воскресенье, то отчитаться по НДС будет необходимо не позднее 26 октября. Однако если ваша организация ввозит товар из стран участниц Евразийского экономического союза, то декларацию по косвенным налогам необходимо представить в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. См.:
Пункт 20 разд. III «Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров» протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29.05.2014)
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Москва Проф
Если ваша организация, имея скромные объемы выручки от облагаемых НДС операций, а точнее менее двух миллионов рублей за три предшествующих последовательных календарных месяца, воспользовалась правом на освобождение от обязанностей плательщиков НДС на основании ст. 145 НК РФ, то сдавать нулевую декларацию по НДС не потребуется. См.:
Письмо ФНС России от 04.06.2015 № ГД-4-3/9650@
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
Если ваша организация не является плательщиком НДС и, например, применяет упрощенную систему налогообложения, но при этом заключает посреднические договоры и является комиссионером или агентом, действующим от своего имени, то с 2015 года в налоговую инспекцию необходимо представлять журналы регистрации полученных и выставленных счетов-фактур. Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, т.е. не позднее 20 октября. Таковы требования п. 5.2 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Обратите внимание: вы не обязаны сдавать декларацию по НДС и платить налог.
О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ…
Независимо от численности работников вашей компании, декларация по НДС представляется по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Это требование касается и тех, кто, применяя спецрежим или освобождение от обязанностей плательщика НДС, выставлял счетафактуры с выделенной суммой налога.
Отчитаться на бумаге можно только в одном случае: если вы не являетесь плательщиком НДС и выступаете в роли налогового агента по этому налогу, например, арендуя госимущество или приобретая услуги у иностранцев, местом реализации которых является Россия. Это следует из п. 5 ст. 174 НК РФ и подтверждается ФНС РФ. См.:
Подпункт 2 п. 5 порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (далее Приказ ФНС России от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@).
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
Не распространяется требование об обязательном представлении в электронном виде и на единую упрощенную декларацию. Как правило, это может быть актуально для компаний, которые только начинают ведение деятельности или наоборот заканчивают ее. На основании п. 2 ст. 80 НК РФ, если в течение квартала вы не осуществляете операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках или в кассе, и не имеете объектов обложения по НДС, то вы вправе сдать единую упрощенную декларацию. Это нужно сделать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. См.:
Письмо ФНС России от 19.12.2014 № ГД-4-3/26323@
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ…
Состав налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 29 октября 2014 года № ММВ-73/558@ (далее Порядок). С 2015 года объем декларации значительно увеличился за счет тех сведений, которые отражаются в Книгах покупок, продаж и журналах регистрации полученных и выставленных счетов-фактур. Однако принцип формирования отчетности остался прежним. Все налогоплательщики представляют титульный лист и раздел 1 декларации. Остальные разделы со 2 по 12, а также приложения к разделам 3, 8 и 9 декларации должны входить в состав отчетности, только если в течение налогового периода вы совершали соответствующие операции.
ПРО РАЗДЕЛ 2
Раздел 2 входит в состав отчетности только за те налоговые периоды, в которых вы выполняли обязанности налогового агента по НДС при совершении операций, предусмотренных ст. 161 НК РФ. Если ваша организация, применяя общую систему налогообложения, в текущем налоговом периоде выполняла функции налогового агента, например, арендовала помещения у госоргана, и других облагаемых НДС операций в текущем периоде не было, необходимо заполнить титульный лист и раздел 2 декларации. При заполнении раздела 1 в декларации ставятся прочерки. Точно так же необходимо сформировать отчетность и теми налоговыми агентами, которые применяют специальные налоговые режимы.
В хозяйственной практике наибольшее распространение имеют случаи выполнения обязанностей налогового агента при приобретении работ и услуг у иностранных компаний, не зарегистрированных в налоговых органах в Российской Федерации, при условии, что местом реализации является территория России, а также аренде имущества у госорганов (п. 2 и п. 3 ст. 161 НК РФ). Для тех, кто впервые сталкивается с такими договорами, напомню, что момент исчисления НДС в таких ситуациях и, как следствие, отражение этих операций в декларации зависят от того, когда вы будете рассчитываться с контрагентом. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислять, удерживать налог из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации.
Следовательно, исчислить сумму налога вы должны при оплате товаров (работ, услуг), т.е. либо в момент их предварительной оплаты, либо в момент оплаты уже принятых на учет товаров (работ, услуг). См.:
Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@
«О порядке составления счетов-фактур налоговыми агентами»
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
За этот же налоговый период вы должны сформировать раздел 2 декларации. Если вы работаете на условиях 100% предоплаты, раздел 2 формируется за тот налоговый период, в котором вы ее перечислили, и если выполнение работ будет приходиться на следующий налоговый период, то раздел 2 за период, в котором вы подписали акт и приняли к учету работы, вы не представляете. Если вы работаете на условиях постоплаты и перечисляете деньги контрагенту уже после того, как подпишете акт и примете к учету результаты выполненных работ (услуг), раздел 2 формируется за тот период, когда вы перечислили деньги. Например, вы заключили договор с немецкой компанией, не зарегистрированной в налоговых органах РФ на оказание консультационных услуг. По договору ваша компания является заказчиком. Поскольку местом реализации консультационных услуг на основании подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ является Россия, ваша компания обязана выполнить функции налогового агента (п. 1 ст. 161 НК РФ). Предположим, услуги были оказаны в сентябре, акт подписан 30 сентября, оплату вы перечислили 2 октября. Раздел 2 в состав декларации по НДС должен быть включен в отчет за IV квартал, в декларацию за III квартал эту операцию включать не нужно.
ПРО РАЗДЕЛ 3
Раздел 3 декларации можно назвать основным разделом, в котором представлен расчет суммы налога к уплате в бюджет по данным налогоплательщика НДС, по операциям облагаемым НДС по ставкам 10%, 18%, 10/110%, 18/118%. Как правило, заполнение этого раздела не вызывает вопросов, так как бухгалтерские программы формируют его автоматически. Но в отдельных случаях, когда учет ведется в нераспространенных бухгалтерских программах, приходится сталкиваться со следующими ситуациями: например, НДС уплачен вами на таможне при ввозе товаров на территорию РФ, программа предлагает отразить это в «НДС начисленном» раздела 3, что, безусловно, приводит к ошибке. Необходимо четко понимать, что не всегда обязанность заплатить налог требует его отражения в начислениях основного раздела декларации.
При ввозе товаров из стран участниц Евразийского союза вам необходимо представить в налоговую инспекцию отдельную декларацию, о которой мы уже упоминали в статье. Если же товар был ввезен из других стран, то НДС отражается в таможенной декларации.
Именно в этих декларациях будет отражен исчисленный к уплате налог.
В раздел 3 декларации НДС, уплаченный при ввозе товаров налог, попадает только в составе налоговых вычетов при выполнении всех необходимых условий. Налог, уплаченный при ввозе, отражается в разделе 3 по строке 150 или 160 в зависимости от того, откуда был ввезен товар (пп. 38.11, 38.12 Приложения 2 Порядка заполнения декларации).
ПРО РАЗДЕЛЫ 4, 5, 6
Разделы 4, 5, 6 могут входить в состав отчетности только в том случае, если вы осуществляете операции, облагаемые по ставке ноль процентов в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ.
Одновременно с разделом 4 декларации представляются документы, подтверждающие обоснованность применения ставки ноль процентов, предусмотренные ст. 165 НК РФ. Раздел 4 будет входить в состав отчетности за тот налоговый период, в котором вы собрали пакет документов, подтверждающих применение ставки ноль процентов.
Например, ваша компания отгрузила товар на экспорт в августе. На сбор комплекта документов, подтверждающих ставку ноль процентов, Налоговый кодекс дает 180 дней с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ). До конца сентября документы не были собраны. Полный комплект документов удалось собрать в октябре до истечения 180-дневного срока. В этом случае в декларации за III квартал отгрузка на экспорт не будет отражаться. Эту реализацию вообще не будет видно из декларации. За IV квартал в состав декларации вы включите раздел 4 и вместе с декларацией представите комплект документов.
СИТУАЦИЯ 1:
Когда необходимо представить комплект документов, подтверждающих ставку ноль процентов, если 180 дней истекают в середине квартала и полный комплект документов собран до истечения этого срока?
Вот что нам говорит Налоговый кодекс: моментом определения налоговой базы по операциям, реализация которых облагается по ставке ноль процентов, является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (п. 9 ст. 167 НК РФ). Документы должны быть представлены в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, одновременно с налоговой декларацией (п. 10 ст. 167 НК РФ). Что мы видим? С одной стороны, на сбор документов отведено 180 дней, с другой стороны документы представляются вместе с налоговой декларацией. Налоговая декларация представляется в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). По сути, представление в налоговую инспекцию документов без декларации или декларации без документов не имеет смысла.
Однако такая нестыковка в положениях, регламентирующих подтверждение обоснованности применения ставки ноль процентов, может быть использована налоговыми органами в свою пользу. Финансовое ведомство по данному вопросу придерживается на протяжении уже нескольких лет следующего мнения: в случае если полный пакет документов собран в срок, не превышающий 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, такие операции подлежат включению в налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, на который приходится день сбора документов, независимо от того, что этот день не является днем окончания налогового периода. При этом подтверждающие документы представляются одновременно с этой налоговой декларацией не позднее 25-го числа месяца, следующего за этим налоговым периодом. См.:
Письма Минфина России
от 15.02.2013 № 03-07-08/4169,
от 17.04.2012 № 03-07-08/108
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
Если документы, подтверждающие применение ставки ноль процентов, в установленный Налоговым кодексом срок не собраны, операции по неподтвержденному экспорту подлежат включению в раздел 6 декларации за тот квартал, на который приходится дата отгрузки товаров, и облагаются по обычным ставкам. Проще говоря, придется сдать «уточненку». Если впоследствии вы сможете собрать документы, подтверждающие ставку ноль процентов, данные операции необходимо отразить в разделе 4 декларации за тот налоговый период, в котором собран полный пакет документов. Уплаченные ранее суммы налога подлежат возврату в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. ст. 176 и 176.1 Кодекса (п. 3 Приложения 2 Порядка заполнения декларации).
На практике необходимость заполнения раздела 5 встречается редко. Этот раздел предназначен для отражения в текущем налоговом периоде вычетов по НДС, которые относятся к ставке ноль процентов, обоснованность применения которой ранее была подтверждена, и вы заполнили раздел 4, или не подтверждена, и вы заполнили раздел 6. А право на эти вычеты у вас возникло только в текущем периоде. Предположим, только в этом периоде были получены правильные счета-фактуры.
Как правило, за полгода, а точнее за 180 дней, отведенных для подтверждения применения нулевой ставки, удается разобраться с документами и отразить вычеты или в разделе 4, или в разделе 6. Согласно п. 42.3 Приложения 2 Порядка заполнения декларации раздел 5 заполняется отдельно по каждому налоговому периоду, в котором была подтверждена или не подтверждена нулевая ставка.
Например, в III квартале 2015 года вы получили правильно оформленные счета-фактуры по материалам, из которых был произведен товар, реализованный на экспорт. Ставка ноль процентов была подтверждена, операции по реализации ранее были отражены в разделе 4 декларации по НДС за I квартал 2015 года. Вычеты вы не заявляли, так как не располагали правильно оформленными счетами-фактурами. В этом случае в декларации за III квартал вы заполните раздел 5 и отразите в нем эти вычеты.
ПРО РАЗДЕЛ 7
Данный раздел предназначен для тех операций, которые не требуют начисления НДС. Это операции, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ, операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, а также суммы оплаты либо частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.
Если в течение прошедшего квартала вы не совершали таких операций, раздел 7 в состав отчетности не включается. Причем, если «безНДСные» операции в вашей хозяйственной деятельности встречаются нерегулярно. Например, во II квартале вы оказали консультационные услуги иностранному заказчику, не зарегистрированному на территории РФ, и т.к. местом реализации таких услуг территория РФ не признается, эта операция не является объектом обложения НДС и должна быть отражена в разделе 7 декларации за II квартал. Если в течение III квартала вы не осуществляли подобных операций, то раздел 7 за III квартал представлять нет необходимости.
На заполнении раздела 7 остановлюсь подробнее. Поскольку заполнение этого раздела в бухгалтерских программах, как правило, не автоматизировано, приходится часто сталкиваться с вопросами по заполнению этого раздела.
В графе 1 раздела 7 отражаются коды операций, приведенные в приложении к Порядку заполнения декларации. По каждому коду вида операции должны быть заполнены показатели в графах 2, 3 и 4. Однако по операциям, не признаваемым объектом налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ, а также операциям по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, заполняются только графы 1 и 2. Показатели в графах 3 и 4 не заполняются.
В графе 2 по каждому коду операции отражается:
- стоимость товаров (работ, услуг), которые не признаются объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 Кодекса;
- стоимость товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 147, 148 Кодекса;
- стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 Кодекса.
В графе 3 по каждому коду операции, не подлежащей налогообложению НДС, в соответствии со ст. 149 Кодекса отражается стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом.
Это может быть стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ.
А может, вы приобрели материалы у тех компаний, которые применяют освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. ст. 145 и 145.1 НК РФ или у компаний, применяющих УСН или ЕНВД.
В графе 4 по каждому коду операции отражаются суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, которые не подлежат вычету в соответствии с пп. 2 и 5 ст. 170 Кодекса.
В графах 3 и 4 найдут отражение данные раздельного учета НДС, который вы обязаны вести по причине осуществления операций, не облагаемых НДС. Причем показатели в графах 3 и 4 отчетности будут формироваться в привязке к операциям, отраженным в графах 1 и 2 раздела 7.
Таким образом, если в текущем периоде вы приобретали товар у неплательщиков НДС, например, у компаний на УСН, а реализации «без НДС» у вас не было, отражать в разделе 7 эти данные не нужно.
ПРО ПРОЦЕНТЫ ПО ЗАЙМАМ…
Если вы являетесь заимодавцем по договору займа, то проценты, начисленные за пользование займом, должны быть отражены в разделе 7 декларации по НДС.
Вопрос о том, нужно ли отражать тело займа в декларации по НДС, достаточно часто вызывает дискуссии. На мой взгляд, в декларации должны отражаться только проценты. Объясню почему.
Освобождение от НДС, предусмотренное подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется только в отношении процентов, начисляемых на сумму займа. Проценты, начисленные на сумму займа в текущем налоговом периоде, следует признавать стоимостью услуг по предоставлению займа в денежной форме, оказываемых заимодавцем заемщику. Такое же положение предусмотрено подп. 4 п. 4.1 ст. 170 НК РФ с 1 апреля 2014 года. Однако и ранее московские налоговики придерживались аналогичной точки зрения. См.:
Письмо УФНС России по г. Москве от 22.11.2011 № 16-15/113063
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Москва Проф
Многие бухгалтеры к заполнению раздела 7 относятся настороженно. Поскольку, если в отчетности по НДС содержится этот раздел, налоговики запрашивают документы, подтверждающие правомерность неуплаты налога в бюджет. Иначе говоря, сформировалась такая ассоциация: представил раздел 7 жди углубленную «камералку» декларации.
Давайте разберемся, насколько правомерны такие действия налоговиков.
На основании п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налогоплательщики по требованию налоговых органов обязаны представлять документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот. Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Эта норма закреплена в п. 1 ст. 56 Кодекса.
В связи с этим, как указал пленум ВАС РФ в постановлении от 30.05.2014 № 33, право требовать документы распространяется на те операции, перечисленные в ст. 149 НК РФ, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.
Так, например, подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, подп. 1 п. 3 ст. 149 в отношении религиозных организаций, подп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.
Таким образом, у вас не могут быть истребованы документы по операциям, освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.
Например, по процентам, начисленным к получению при выдаче займов или реализации исключительных прав на программы ЭВМ, операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов.
Однако инспекторы на местах не спешат учитывать выводы, сделанные пленумом ВАС РФ, и по-прежнему продолжают требовать документы, а в случае отказа их предоставления штрафуют. Как показывает судебная практика, у вас есть очень неплохие шансы оспорить подобные требования. См.:
СИТУАЦИЯ 2:
Инспектор требует указать в разделе 7 декларации оплату аренды лесного участка, мотивируя это тем, что мы выступаем в качестве налогового агента. Правомерны ли требования инспекции?
Согласно п. 3 ст. 161 НК, если ваша организация арендует имущество у госоргана или муниципалитета, возникает обязанность выполнить функции налогового агента по НДС, исчислить, удержать и перечислить сумму налога в бюджет. Налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Однако на основании подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами). На основании п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земля признается природным ресурсом. См.:
<Письмо> ФНС РФ от 30.11.2006 № ШТ-6-03/1157@
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
Таким образом, арендная плата за право пользования лесным участком, взимаемая уполномоченным на то органом, освобождается от НДС.
В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налоговые агенты обязаны представить в налоговую инспекцию декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма налога, исчисленная налоговым агентом, отражается в разделе 2 декларации по НДС. Учитывая тот факт, что аренда земли у муниципалитета не облагается НДС, отражать там нечего. Однако согласно п. 44 Приложения 2 Порядка заполнения декларации раздел 7 декларации заполняется налогоплательщиком либо налоговым агентом. Следовательно, требования налоговых органов правомерны. См.:
Письмо УФНС РФ по г. Москве от 27.03.2007 № 19-11/28227
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Москва Проф
ПРО РАЗДЕЛ 8 И РАЗДЕЛ 9
Появление этих разделов в составе декларации наделало много шума. Однако нюансы заполнения новых разделов напрямую зависят от правил заполнения счетов-фактур и Книг покупок и продаж. Остановлюсь на самых распространенных вопросах, связанных с заполнением этих разделов.
В разделе 8 декларации отражаются сведения из Книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период в случаях возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
Вычеты по НДС с 1 января 2015 года мы на законных основаниях имеем право заявлять в течение трех лет с момента принятия к учету товаров, работ, услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Это своего рода элемент налогового планирования, некий компромисс между интересами налогоплательщика и бюджета. Таким образом, приняв к учету товар в I квартале 2015 года и получив счета-фактуры, вы имели полное право не заявлять к вычету НДС, отложив этот момент до лучших времен. Следовательно, счета-фактуры, отложенные на потом, не отражаются ни в Книге покупок I квартала, ни в разделе 8 декларации по НДС за I квартал.
Если вы решили использовать эти вычеты в III квартале, то счета-фактуры, датированные I кварталом, будут зарегистрированы в Книге покупок III квартала и в разделе 8 декларации за этот период. Пусть вас это не смущает. В настоящий момент порядок заполнения декларации не требует выделять их каким-то особым образом.
В раздел 9 декларации включаются сведения из Книги продаж, которая заполняется во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС.
Чаще приходилось сталкиваться с вопросами по присвоению кода отдельным операциям. Напомню, что коды видов операций утверждены приказом ФНС РФ от 14.02.2012 № ММВ7-3/83@ и дополнены письмом ФНС России от 22.01.2015 № ГД-4-3/794@.
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
Код вида операций 01 самый распространенный в разделе 9. Он присваивается операциям по отгрузке или приобретению товаров, работ, услуг (включая посреднические услуги), имущественных прав, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, за исключением операций, перечисленных по кодам 03, 04, 06, 10, 11, 13.
В связи с этим хотела бы заметить, что никаких специальных кодов для отражения операций по реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке, не предусмотрено. Счета-фактуры по экспортным поставкам отражаются в Книге продаж с кодом 01, что косвенно подтверждается и разъяснениями ФНС РФ. См.:
Письмо ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11145@
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
Если вы реализуете товары физическим лицам, то в Книге продаж указывается код вида операции 26. Используя данный код, бухгалтерская программа, как правило, не требует обязательного указания ИНН налогоплательщика, что облегчает выгрузку отчетности. См.:
Письмо ФНС России от 08.06.2015 № ГД-4-3/9935@
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК И УТОЧНЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЯХ…
Наверное, каждому бухгалтеру знакома ситуация, когда после того, как декларация успешно была сформирована и сдана в налоговую инспекцию, в бухгалтерию поступали запоздавшие документы или в имеющихся документах обнаруживались ошибки. Что же делать? Давайте разбираться.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ, если вы обнаружили в уже поданной в налоговые органы декларации ошибки, которые повлекли занижение суммы налога к уплате в бюджет, вы обязаны внести в такую декларацию исправления и представить «уточненку». Если же ошибки не привели к занижению суммы налога, то обязанности представлять уточненную декларацию нет, однако вы имеете полное право навести порядок в представленной отчетности. Таким образом, как мы видим, ошибка ошибке рознь.
Напомню: уточненные декларации представляются в налоговый орган по форме, действовавшей в том налоговом периоде, за который производится перерасчет сумм налога. Следовательно, если вам необходимо внести исправления за любой налоговый период до 2015 года, например, обнаружились ошибки, совершенные в III квартале 2014 года, уточненная декларация должна быть представлена на бланке, форма которого утверждена приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н. В состав декларации в этом случае не нужно включать сведения из Книги покупок и Книги продаж. В случае обнаружения ошибок в отчетности за налоговые периоды, начиная с 2015 года, уточненная декларация должна быть представлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. В уточненную декларацию должны быть включены те разделы и приложения к ним, которые ранее были представлены в налоговый орган, с учетом внесенных в них изменений, а при необходимости и другие разделы декларации, в том случае, если они ошибочно не были включены в первичную декларацию. Причем уточненные декларации за налоговые периоды, начиная с 2015 года, можно сдать «на дельту». Давайте разбираться, что это значит.
Итак, в титульном листе уточненной декларации при заполнении показателя «Номер корректировки» вы указываете номер корректировки. Например, если вы подаете уточненную декларацию за данный налоговый период впервые, укажите «1–», если второй раз «2–» и так далее (п. 19 Приложения 2 Порядка заполнения декларации). В основных разделах 1 и 3 будут отражены сведения с учетом корректировок, а вот заполнение разделов 8 и 9 будет выглядеть следующим образом.
Разберемся на примере раздела 8 «Сведения из Книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период». В первичной декларации строка 001 «Признак актуальности ранее представленных сведений» раздела 8 не заполняется, по правилам заполнения в ней ставится прочерк.
Эта строка начинает работать как раз в случае представления вами уточненной декларации.
Согласно п. 45.2. Приложения 2 Порядка заполнения декларации, цифра «0» проставляется в данной строке, если в ранее представленной декларации сведения по разделу 8 декларации не представлялись либо в случае замены сведений.
Цифра «1» проставляется в случае, если сведения, представленные вами ранее в налоговый орган, актуальны, достоверны и изменению не подлежат. При этом в строках 005, 010 190 ставятся прочерки.
Порядок внесения исправлений в Книгу покупок установлен п. 9 раздела 2 Приложения № 4 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 (далее постановление № 1137), согласно которому при аннулировании записи из Книги покупок (после окончания текущего налогового периода) по счетамфактурам в связи с внесением в них исправлений, используются дополнительные листы Книги покупок за тот налоговый период, в котором были зарегистрированы счета-фактуры до внесения в них исправлений.
Таким образом, внесение исправлений в Книгу покупок возможно только с помощью дополнительных листов.
Например, вы обнаружили, что в Книге покупок II квартала дважды провели один и тот же счет-фактуру, что привело к «задвоению» вычета по НДС и, следовательно, занижению суммы налога к уплате в бюджет. Вам необходимо доплатить сумму налога и пеню, а также представить уточненную декларацию за этот период (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). К Книге покупок за II квартал необходимо сформировать дополнительный лист, в котором со знаком минус отразить счет-фактуру, проведенный дважды. В разделе 8 уточненной декларации за II квартал по строке 001 «Признак актуальности ранее представленных сведений» укажите цифру «1», в строках 005, 010 190 проставьте прочерки. А в приложении к разделу 8 по строке 001 укажите цифру «0» и перенесите сведения из дополнительного листа. Таким образом, вам не нужно еще раз передавать в налоговую инспекцию данные о сотнях или тысячах счетов-фактур, отраженных в данном разделе первичной декларации. Вы направите данные о корректировках по этому разделу.
ВАЖНО! Если по результатам налоговых проверок налоговым органом доначислен налог к уплате в бюджет либо уменьшена сумма налога, исчисленная налогоплательщиком к возмещению из бюджета, то представление налогоплательщиком уточненных деклараций в связи с указанным не требуется (п. 2 Приложения 2 Порядка заполнения декларации).