В настоящее время порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ) на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон 54-ФЗ).
В соответствии с данным законом применять ККТ обязаны все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов как в наличной форме, так и с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. О порядке регистрации, обслуживания, замены, снятия с учета, а также ответственности за нарушение порядка применения ККТ и пойдет речь в данном сюжете.
Применение ККТ не зависит от:
- применяемого режима налогообложения – ОСН или УСН;
- является платеж оплатой отгруженных товаров (работ, услуг) или авансом;
- продается свой товар (работа, услуга) или проходит реализация в качестве посредника (комиссионера, агента) другого лица;
- покупатель – представитель организации, ИП или обычное физическое лицо.
Обратите внимание, что нотариусы не обязаны применять ККТ при оплате оказанных ими услуг. На это обращают внимание и контролирующие органы. См.:
Письмо УФНС России по г. Москве
от 02.02.2008 № 22-12/083064
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Москва Проф
Письмо МНС России
от 14.04.2004 № 33-0-11/285@
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Российское законодательство
Кроме того, уважаемые читатели, хотелось бы отметить, что 8 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 № 89-ФЗ (далее – Закон 89-ФЗ), который внес изменения в Закон № 54-ФЗ.
Согласно внесенным изменениям индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, с 8 мая 2014 года обязаны:
- использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
- осуществлять регистрацию применяемой ККТ в налоговых органах по месту учета индивидуального предпринимателя с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.
Также изменения коснулись и части обязанностей банков. Согласно Закону 89-ФЗ ККТ в составе платежного терминала и банкомата должна быть:
- установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
- зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
- передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти. См.:
Федеральный закон
от 07.05.2013 № 89-ФЗ
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
Теперь, коллеги, перейдем непосредственно к требованиям, предъявляемым законодательством к приобретению ККТ, порядку регистрации и обслуживания.
Наверное, каждый, перед кем вставала задача о необходимости применения ККТ, задавался вопросом: «Как выбрать ККТ?».
Прежде всего, приобретая ККТ, необходимо учесть требования, предъявляемые к ней Законом № 54-ФЗ.
Во-первых, приобретаемая модель должна быть внесена в Государственный реестр (ст. 3 Закона № 54-ФЗ), утвержденный приказом Федерального агентства по промышленности от 06.03.2007 № 105. Поэтому при выборе ККТ необходимо ориентироваться на этот Реестр.
Во-вторых, техника обязательно должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
В-третьих, техника должна быть исправна, опломбирована в установленном порядке.
И в-четвертых, ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета налогоплательщика. См.:
Государственный реестр
контрольно-кассовой техники
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
Следующий вопрос, которым могут озадачиться предприниматели, – это где и у кого приобрести ККТ.
Первый, у кого можно приобрести ККТ, – генеральный поставщик. Им является юридическое лицо, которое организует продажу, техническое обслуживание и ремонт определенных моделей. Генеральные поставщики на договорной основе создают сеть продавцов и центров технического обслуживания. Они координируют и контролируют их деятельность, несут ответственность за несоответствие поставляемых ККТ эталонным образцам.
На центры технического обслуживания ККТ возлагаются обязанности по вводу контрольнокассовой техники в эксплуатацию, а именно:
- предпродажная подготовка;
- расконсервация;
- регулировка;
- наладка и входной контроль функциональных характеристик;
- устранение обнаруженных неисправностей;
- установление средств визуального контроля ЦТО, удостоверяющего исправность конкретной ККТ.
Совет: приобретая ККТ, проверьте наличие технического паспорта и паспорта версии.
Также приобрести ККТ можно в обычной фирме, которая в свою очередь приобретает аппараты в центрах технического обслуживания.
Здесь важно учитывать, что компании при продаже ККТ имеют право продавать технику только в те регионы, где имеются центры технического обслуживания и с которыми у них заключены договоры о принятии на техническое обслуживание и ремонт аппаратов соответствующих моделей. Поэтому продавцы должны оказать содействие покупателю в заключении с ЦТО договора о техническом обслуживании и ремонте ККТ.
На приобретаемой ККТ должен быть идентификационный знак, который содержит наименование модели контрольно-кассовой техники и ее заводской номер.
После проверки исправности поставщиком либо центром технического обслуживания на технику наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления либо при вскрытии корпуса контрольно-кассовой техники.
И еще один важный момент. Кассовый аппарат должен быть снабжен специальной голограммой «Сервисное обслуживание». На ней указывается год введения ККТ в эксплуатацию и постановки ее на техническое обслуживание. Такая голограмма приобретается в центре технического обслуживания, наклеивают ее специалисты центра. Договор с центром технического обслуживания заключается на год. Таким образом, каждый год необходимо вновь проходить всю эту процедуру и покупать голограмму.
Приобрести ККТ можно и бывшую в употреблении – в случае неиспользования ее прежним владельцем. В данном случае продажа опять же проводится через центры технического обслуживания, где ККТ числится на обслуживании, или через продавца техники. Чтобы продать бывшую в употреблении технику, необходима отметка налогового органа о снятии ККТ с учета по месту предыдущей регистрации. При этом паспорт версии ККТ не меняется, а к нему просто оформляется дополнительный лист. Форма такого листа приведена в Приложении № 8 к решению ГМЭК по ККМ, протокол от 18.04.2002 № 2/67-2002. См.:
Приложение № 8 к решению ГМЭК по ККМ,
протокол от 18.04.2002 № 2/67-2002
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
До начала использования ККТ ее нужно зарегистрировать в ИФНС, в которой налогоплательщик поставлен на учет: либо по своему местонахождению, либо по месту нахождения обособленного подразделения, если ККТ будет использоваться в обособленном подразделении.
Регистрация ККТ в налоговых органах осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н (далее – Регламент) и Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470 (далее – Положение). См.:
Приказ Минфина России от 29.06.2012
№ 94н, утвержденный постановлением
Правительства РФ от 23.07.2007 № 470
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
Учтите, уважаемые коллеги, что регистрации подлежит как техника, принадлежащая вам на праве собственности, так и арендованная.
В письме ФНС России от 20.02.2007 № ШТ-6-06/132 разъяснено, что организация или индивидуальный предприниматель могут передать в аренду ККТ, осуществив снятие ее с учета в установленном порядке, с последующей регистрацией контрольно-кассовой техники арендатором в налоговом органе по месту учета в качестве налогоплательщика. На кассовых чеках арендованной контрольно-кассовой техники должны быть указаны реквизиты арендатора. См.:
Письмо ФНС России
от 20.02.2007 № ШТ-6-06/132
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
Также регистрации подлежит ККТ, являющаяся самостоятельным объектом и установленная в платежном терминале. См.:
Информационное сообщение ФНС
от 16.02.2010
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
Следующий по актуальности вопрос, который волнует налогоплательщиков, – это порядок регистрации ККТ в налоговых органах и документы, необходимые для регистрации.
Регистрация (перерегистрация ККТ) в налоговых органах проводится бесплатно в соответствии с Регламентом.
Для регистрации контрольно-кассовой техники в территориальный налоговый орган представляются заявителем следующие документы:
- заявление по форме, утвержденной прика зом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники»;
- паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации территориальным налоговым органом;
- договор о технической поддержке подлежащей регистрации контрольно-кассовой техники, заключенный заявителем с лицом, обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку модели контрольнокассовой техники, включая поставку запасных частей (далее – поставщик), или с центром технического обслуживания (ЦТО), уполномоченным поставщиком на осуществление технической поддержки регистрируемой модели контрольно-кассовой техники.
Но на практике налоговики могут запросить дополнительные документы.
В частности, Минфин России разъяснял, что в паспорте ККТ содержатся сведения о контрольно-кассовой технике, в том числе делаются отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники, которые отражены в учетном талоне. Поэтому, по мнению Минфина России, учетный талон является необходимым дополнением к паспорту контрольно-кассовой техники, представляемому при регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе. См.:
Письмо Минфина России
от 24.12.2008 № 03-01-15/12-395
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
Однако, по моему мнению, данное требование неправомерно, так как и Регламент регистрации ККТ, и Положение о регистрации ККТ содержат исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации ККТ.
Кроме того, представители Минфина в письме от 31.07.2013 напомнили о перечне документов, необходимых для регистрации ККТ. В письме подтверждено, что для регистрации кассовой техники не требуется паспорта версии с дополнительным листом. См.:
Письмо Минфина России
от 31.07.2013 № АС -4-2/13871@
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
Также в более ранних письмах контролеры уже высказывали аналогичное мнение, а именно письмо Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-406, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 21.08.2009 № ШТ-17-2/161@. Придерживаются такого мнения и московские налоговики: письма УФНС России по г. Москве от 12.08.2010 № 17-15/085378, от 22.04.2011 № 17-26/ 039587.
Следовательно, если налоговые органы при регистрации попытаются запросить дополнительные документы (помимо перечисленных в Регламенте и Положении), можете, не опасаясь отказа в регистрации, отказывать чиновникам, ссылаясь на письма вышестоящих органов.
После того как сотрудник инспекции получит от вас документы для регистрации ККТ, в течение пяти рабочих дней он проводит регистрацию ККТ путем внесения сведений в книгу учета контрольно-кассовой техники.
Кроме того, в эти же пять дней инспектор должен согласовать с вами место и время осмотра ККТ. Осмотр может быть как в помещении налоговой инспекции, так и на территории, где установлена ККТ (чаще всего это происходит в случае установления ККТ в терминале, когда ее привоз в инспекцию затруднителен).
В процедуре осмотра ККТ участвует сотрудник налоговой инспекции, специалист ЦТО (его необходимо заранее уведомить о времени и месте осмотра ККТ) и представитель организации.
Коллеги, обращаю ваше внимание на точку зрения контролирующих органов по вопросу присутствия специалиста ЦТО, которую они высказали в своих письмах: специалист ЦТО, который непосредственно обслуживает ККТ организации, не может быть ее представителем при регистрации ККТ. См.:
Письмо Минфина России от 27.03.2014
№ ЕД-4-2/5544@, письмо Минфина России
от 26.03.2013 № АС -4-2/3133@
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
При осмотре ККТ сотрудник налоговой осуществляет следующее:
- Осматривает целостность корпуса ККТ.
- Проверяет на корпусе ККТ наличие маркипломбы, знака «Сервисное обслуживание» и идентификационного знака, который содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер.
При этом согласно разъяснениям чиновников с 01.01.2013 наличие знака «Государственный реестр» не является обязательным. См.:
Письмо ФНС России
от 18.02.2013 № АС -4-2/2696@
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
- После осмотра осуществляет опломбирование ККТ маркой-пломбой установленного образца, включает фискальный режим и активизирует накопитель фискальной памяти.
В ходе фискализации ККТ специалистом налогового органа вводится пароль доступа к содержимому фискальной памяти контрольнокассовой техники.
По завершении фискализации специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, проводит проверку наличия на распечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах реквизитов, соответствующих техническим характеристикам и параметрам функционирования регистрируемой модели контрольно-кассовой техники, а также на соответствие требованиям к кассовым чекам, установленным законодательством Российской Федерации. В ходе проверки для подтверждения факта эксплуатации контрольно-кассовой техники в фискальном режиме отпечатывается чек на произвольную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах.
По окончании осмотра и фискализации ККТ сотрудник налоговой вносит сведения о регистрации ККТ в книгу учета и делает отметку в паспорте и учетном талоне ККТ, которые подписываются специалистом налогового органа и заверяются печатью. Затем он заполняет карточку регистрации и подписывает ее у начальника налогового органа.
После окончания регистрации вам выдается карточка регистрации, учетный талон и возвращаются документы, подававшиеся с заявлением о регистрации. Также в налоговом органе заверяется журнал кассира-операциониста.
После данной процедуры вы можете использовать зарегистрированную ККТ по прямому назначению.
В случаях, предусмотренных п. 76 Регламента, контрольно-кассовая техика подлежит перерегистрации, а именно:
- при замене фискальной памяти или накопителя фискальной памяти контрольнокассовой техники и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации;
- при смене адреса места установки контрольнокассовой техники;
- при изменении фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя – индивидуального предпринимателя, наименования заявителяорганизации;
- при смене ЦТО.
Основанием для начала административной процедуры по перерегистрации контрольнокассовой техники и выдаче заявителю карточки регистрации является завершение осмотра контрольно-кассовой техники и рассмотрения документов, представленных заявителем.
В случае смены адреса места установки ККТ подайте в инспекцию по месту регистрации ККТ:
- заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@;
- паспорт ККТ;
- карточку регистрации;
- при наличии – учетный талон.
О порядке заполнения данной формы заявления смотрите письма:
Письмо ФНС России
от 03.04.2012 № АС -4-2/5537@,
письмо ФНС России от 21.03.2012
№ АС -4-2/4767
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
В течение пяти рабочих дней налоговый инспектор оформляет новую карточку регистрации, ставит отметки с печатью в паспорте и учетном талоне ККТ и выдает вам регистрационные документы.
В случае замены фискальной памяти или ЭКЛЗ к заявлению необходимо еще добавить заключение ЦТО (при наличии).
СИТУАЦИЯ 1:
ЗАО «Василек» в связи с изменениями, внесенными в гл. 4 части первой ГК РФ, внесло изменения в устав и с 01.06.2015 использует наименование АО «Василек». Необходимо ли в данном случае перерегистрировать ККТ?
Я думаю, что у многих наших читателей возникал данный вопрос или еще возникнет при внесении изменений в устав на основании Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в гл. 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).
Для решения данной ситуации обратимся к норме части 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, согласно которой учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ при первом внесении изменений в учредительные документы. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Следовательно, можно сделать вывод, что в случае внесения изменений в устав с ЗАО на ОА в связи с приведением ее в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ, перерегистрация ККТ в налоговом органе не требуется.
Такую же точку зрения высказывают в разъяснениях представители налоговой службы. См.:
Письмо ФНС России
от 22.10.2014 № ЕД-4-2/21933
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Версия Проф
Кроме того, в п. 76 Регламента перечислен закрытый перечень случаев, при которых ККТ должна быть в обязательном порядке перерегистрирована.
Уважаемые читатели, немаловажным является порядок регистрационных действий при ведении деятельности через обособленные подразделения. Уделим внимание некоторым нюансам этого вопроса.
В соответствии с п. 15 Положения № 470 заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Согласно п. 21 Регламента контрольно-кассовая техника, подлежащая применению обособленным подразделением заявителя-организации, регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения данного обособленного подразделения.
СИТУАЦИЯ 2:
Организация состоит на учете в г. Москве в ИФНС № 17 и имеет обособленные подразделения на территории Москвы, но подведомственные разным налоговым органам. Кроме того, организация планирует открыть несколько торговых точек в г. Самаре и одну торговую точку в г. Иваново. Обязана ли организация регистрировать ККТ в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения?
Для ответа на данные вопросы хотелось бы напомнить нормы абз. 2 п. 21 Регламента. В нем определено, что территориальные налоговые органы регистрируют контрольнокассовую технику заявителя-организации, осуществляющей деятельность через обособленные подразделения, находящиеся на территории одного муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и которые подведомственны разным территориальным налоговым органам, в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из обособленных подразделений, в котором заявитель-организация поставлена на налоговый учет.
Таким образом, организация, осуществляющая деятельность через обособленные подразделения, находящиеся в одном муниципальном образовании, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, может зарегистрировать контрольно-кассовую технику в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений.
Следовательно, в нашей ситуации организация имеет право зарегистрировать ККТ:
- в одном из налоговых органов г. Москвы по месту нахождения обособленных подразделений;
- в одном из налоговых органов г. Самары по месту нахождения обособленных подразделений;
- обязана – в налоговом органе г. Иваново по месту нахождения обособленного подразделения.
О порядке регистрации ККТ при наличии обособленных подразделений финансовые ведомства неоднократно давали свои разъяснения. См.:
Письмо ФНС России 06.03.2014
№ ЕД-4-2/4115, письмо Минфина России
от 18.08.2010 № 03-01-15/7-183
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
СИТУАЦИЯ 3:
Организация состоит на учете в г. Москве в ИФНС № 17 и имеет обособленные подразделения на территории Москвы. Необходимо ли перерегистрировать ККТ в случае передачи ККТ из одного обособленного подразделения в другое (смены адреса обособленного подразделения), подведомственное:
- одному налоговому органу;
- разным налоговым органам?
Для ответа на данный вопрос обратимся к письмам контролирующих органов:
- в случае передачи контрольно-кассовой техники из одного обособленного подразделения в другое, при которой происходит смена адреса места установки контрольнокассовой техники в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу, согласно подп. «б» п. 76 Регламента осуществляется перерегистрация контрольнокассовой техники. Снятие с регистрации контрольно-кассовой техники и постановка ее на учет в одном налоговом органе в данном случае не требуются. См.:
Письмо ФНС России
от 12.10.2012 № ЕД-4-3/17309
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
- в случае передачи контрольно-кассовой техники из одного обособленного подразделения в другое, при котором происходит смена адреса места установки ККТ в пределах территорий, подведомственных разным территориальным налоговым органам, обязана снять контрольно-кассовую технику в той налоговой инспекции, в которой контрольно-кассовая техника была ранее зарегистрирована, и представить необходимые документы для регистрации ККТ в территориальный налоговый орган по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения. См.:
Письмо ФНС России
от 02.11.2012 № 17-15/105442
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
Следующий вопрос, который мы осветим в данной статье, – это техническое обслуживание ККТ.
Техническое обслуживание кассовых аппаратов могут производить:
- центры технического обслуживания;
- поставщики ККТ.
Техническое обслуживание включает в себя:
- осмотр контрольно-кассовой техники;
- текущий и (или) капитальный ремонт;
- замену ЭКЛЗ;
- межремонтное обслуживание.
ККТ должна ежегодно проходить проверку исправности в ЦТО.
Ремонт ККТ производится только с разрешения руководителя организации (его заместителя). Перед ремонтом нужно снять показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков. Показания отражаются в акте по форме № КМ-2. Соответствующие отметки об этом делаются в журнале кассира-операциониста (форма КМ-4). Акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами комиссии с обязательным участием представителя налоговой инспекции. Акт нужно передать в бухгалтерию не позднее следующего дня вместе с накладной на передачу ККТ в ЦТО для ремонта.
После ремонта показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) проверяются и фиксируются в акте, а кожух контрольно-кассовой машины пломбируется.
Факт проведения технического обслуживания ККТ ежегодно подтверждается голографическим знаком «Сервисное обслуживание».
Этот знак наносится на корпус ККТ с той стороны, которая обращена к покупателю (п. 7 Положения).
При осуществлении ЦТО ежегодной технической поддержки каждый год наклеивается новый знак «Сервисное обслуживание».
С 11.01.2014 при постановке ККТ на техническое обслуживание (прохождении очередного ежегодного подтверждения осуществления технической поддержки ККТ у поставщика или центра технического обслуживания) должен наноситься только знак «Сервисное обслуживание», образец которого утвержден приказом Минфина России от 09.08.2013 № 77н.
Важно: контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля, применять нельзя.
Как отмечалось выше, при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт применяются модели ККТ, включенные в Государственный реестр.
До 09.03.2015 было предусмотрено, что в случае исключения из Реестра моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока амортизации. В связи с этим при исключении модели ККТ из Реестра ее дальнейшая эксплуатация в пределах нормативного срока амортизации считается правомерной. См.:
Письмо ФНС России
от 22.10.2014 № ЕД-4-3/21910
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Финансист
Что же понимать под нормативным сроком амортизации? Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).
ККТ относится к средствам механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда, имеет код ОКОФ 14 3010020 6. В соответствии с Классификацией основных средств такие объекты относятся к четвертой амортизационной группе, которой соответствует имущество со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно.
Согласно п. 19 Положения и абз. «а» п. 85 Регламента в случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольнокассовой техники, исключенной из Госреестра ККТ, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. При этом инспекция уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной контрольнокассовой техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.
Вот и получалось, что реально кассовая техника еще функционировала и могла бы использоваться в деятельности, но законодательно это запрещено. Естественно, данное обстоятельство приводило к дополнительным расходам у предпринимателей и вызывало их недовольство.
Федеральным законом от 08.03.2015 № 51-ФЗ, который вступил в силу 09.03.2015, в п. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ внесены изменения. В настоящее время в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем контрольно-кассовой техники, но не более десяти лет.
Таким образом, модели ККТ, исключенные из Государственного реестра, можно использовать до истечения срока службы, который установлен изготовителем техники, но не более десяти лет.
Уважаемые читатели! Возможно, среди вас найдутся те, кому будет интересна нижеуказанная информация.
С 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года на территории Республики Татарстан, Калужской области, Московской области и г. Москвы проводился пилотный проект по электронным кассам (постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 657, далее – постановление № 657). Суть его заключалась в том, что организации (ИП) через Интернет в режиме онлайн передавали налоговикам информацию о выданных кассовых чеках. Передача осуществляется через оператора фискальных данных, который выполняет роль фискальной памяти для ККТ. Оператор должен принять данные о расчете от ККТ, сохранить и передать обратно код подтверждения принятия информации.
Эксперимент проводился на добровольной и безвозмездной основе. Возможно, что по итогам эксперимента будет принят соответствующий закон, и данный опыт будет распространен на всех налогоплательщиков, которые обязаны применять ККТ, на постоянной основе и во всех регионах.
Постановлением № 657 были утверждены требования к ККТ, используемой в эксперименте.
Для участия в эксперименте была организована работа как с моделями ККТ, которые уже эксплуатировались у налогоплательщика, так и с новыми моделями ККТ, которые основаны на мобильных платформах.
Технология позволяет модернизировать существующую технику путем установки дополнительного программного обеспечения. Обязательным условием является подключение ККТ к сети Интернет.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470» организациям и ИП, которые участвовали в эксперименте, разрешили до 31.12.2015 регистрировать и применять ККТ.
Коллеги, хотелось бы немного внимания уделить вопросу применения резервной ККТ. Нередки случаи, когда у организации несколько торговых точек и на одной из них ККТ ломается, следовательно, требуется время для починки. Естественно, что в случае приостановления торговли можно понести существенные убытки. Некоторые предприниматели решают на такие случаи иметь резервную ККТ. Однако в случае применения резервной ККТ есть некоторый нюанс.
Например, порядок регистрации и использования резервного кассового аппарата законодательством не определен, однако налоговые органы Москвы в своих письмах разъяснили, что организация может зарегистрировать резервный кассовый аппарат по месту нахождения одного из своих подразделений. См.:
Письмо УФНС России по г. Москве
от 11.03.2011 № 17-15/022525
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Москва Проф
Представители налоговой говорят, что в карточке регистрации ККТ в строке «установлена по адресу» указываются адрес юридического лица и слово «резерв».
Однако на практике налоговики могут привлечь к ответственности за использование ККТ не по адресу ее регистрации. Примером может служить:
Постановление 10 ААС
от 17.05.2013 № А41-43260/12
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Суды Москвы и области
В данном решении суды встали на сторону налогоплательщика, сославшись на то, что данная модель ККТ зарегистрирована с пометкой «резервная» по адресу головной организации. Учитывая специфику торговой деятельности, общество при наличии денежных расчетов вправе использовать резервную ККТ, которая должна быть зарегистрирована в налоговом органе.
По вопросу применения резервной ККТ по адресу, отличному от адреса регистрации, большинство судов встает на сторону налогоплательщиков, однако риски на привлечение к ответственности со стороны налоговиков всё же есть.
Вопрос снятия ККТ с учета регламентирован Положением и Регламентом.
В соответствии с п. 16 Положения и пп. 26 и 82 Регламента для снятия ККТ с регистрации потребуется представить в налоговый орган:
- заявление о снятии ККТ с регистрации: для этого используется та же форма, что и при регистрации ККТ;
- паспорт ККТ;
- карточку регистрации ККТ.
При снятии с регистрации ККТ в присутствии сотрудника налогового органа специалистом ЦТО составляется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков.
О снятии с регистрации ККТ сотрудник налоговой инспекции делает отметки и заверяет их печатью территориального налогового органа в:
- паспорте и учетном талоне контрольнокассовой техники;
- книге учета;
- карточке регистрации.
Обычно организация (ИП) по собственной инициативе снимает с регистрации ККТ. Однако в случаях, предусмотренных п. 85 Регламента, налоговый орган самостоятельно снимает ККТ с регистрации, а именно:
- истечение нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники. При этом территориальный налоговый орган письменно уведомляет заявителя о снятии с регистрации указанной контрольно-кассовой техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации;
- исключение сведений о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц или сведений об ИП из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Если у вас наступил какой-либо из указанных случаев, то вы не должны инициировать снятие ККТ с регистрации, следовательно, и ответственности за несвоевременное снятие не будет.
Теперь перейдем непосредственно к ответственности.
Законодательство предусматривает административную ответственность по части 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), – влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 тысяч рублей; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 тысяч рублей.
Например, может сложиться ситуация, когда нормативный срок использования ККТ уже истек, а техника продолжает использоваться. В данной ситуации интересным будет постановление ФАС МО от 28.01.2009 № КА-А40/ 3315-08. Сославшись на п. 19 Положения, судьи пришли к выводу, что нарушение будет только при использовании ККТ, исключенной из Государственного реестра, с истекшим нормативным сроком эксплуатации, при условии уведомления налоговой инспекцией о снятии данной машины с учета. Поэтому, пока не получено уведомление, использование такой техники правомерно.
Из постановления 3 ААС от 03.08.2012 по делу № А33-2096/2012 следует, что инспекцией была проведена проверка кассовых чеков с использованием специализированного сайта, в результате были установлены факты некорректного значения криптографического проверочного кода (КПК) на чеках и отсутствие информации о данных чеках на контрольной ленте. Налоговики пришли к выводу, что данной ККТ не обеспечивается защита фискальных данных и также долговременное хранение в электронном виде информации обо всех проведенных кассовых операциях, то есть фактически данная ККТ работает в нефискальном режиме.
Налоговая инспекция отстояла свою позицию во всех судебных инстанциях, в том числе ВАС РФ. См.:
Определение ВАС РФ от 13.11.2012
№ ВАС -14289/12 по делу № А33-2096/2012
ГДЕ НАЙТИ:
ИБ Решения высших судов
Уважаемые читатели, напомню, что Регламентом (п. 103) предусмотрено, что в случае нарушения срока регистрации заявления и документов, нарушения срока предоставления государственной услуги, требования документов, не установленных Регламентом, отказа специалиста налоговой службы от исправления допущенных ошибок и опечаток или нарушения срока таких исправлений, вы можете обратиться с жалобой.
В соответствии с п. 104 Регламента жалоба подается на действия должностных лиц:
- на специалиста налоговой инспекции – руководителю (его заместителю) инспекции;
- на решения, принятые руководителем (его заместителем), – в вышестоящий налоговый орган.
На этом наш сюжет закончен.