ЭЛКОД: Конфликты в руководстве компании: цели и методы участников

Конфликты в руководстве компании: цели и методы участников

В любых конфликтных ситуациях сторонам нужно постараться найти компромисс в ходе переговоров.

Взаимоотношения учредителей фирмы и ее наемного руководства не могут не отразиться на работе всего коллектива в целом. Ведь когда паны дерутся - у холопов чубы трещат. Ну, или другая аналогия: далеко ли уплывет корабль, на котором капитан, старпом и боцман точат зуб друг на друга. А уж если в конфликте участвует еще и лоцман - пиши пропало, на мель посадит рано или поздно.

Виды корпоративных споров приведены в ст. 225.1 АПК РФ. Дела по корпоративным спорам рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства.

В статье рассматривается тема, что конфликты руководства могут быть восприняты не только как "внутренние дрязги", но и как преступление. В правоохранительные органы есть смысл обращаться, если в корпоративном конфликте одна из сторон использует неправовые методы, такие как подделка документов, хищения, силовой захват предприятия.

В связи с тем, что спорные ситуации нередко разрешаются при участии правоохранительных структур, автор подробнее останавливается на таких темах, как:

- Злоупотребление полномочиями;

- Доведение до банкротства;

- Особенности возбуждения уголовного дела;

- Особенности следствия;

- Ответственность.

Цели участников корпоративного конфликта могут быть разными. Так, наиболее частой целью сторон корпоративного конфликта является решение конкретных вопросов деятельности фирмы, например распределение прибыли или выплата дивидендов. Возникновение конфликтов в этом случае связано с нарушениями законодательства лицами, управляющими фирмой.

Иногда участник или акционер (как правило, миноритарный) предпринимает действия, направленные не на реальную защиту своих прав, а на получение отступного за прекращение конфликта. Такие конфликты получили название корпоративного шантажа, или "гринмейла". Основной метод шантажиста - злоупотребление своими правами - подача всевозможных жалоб в контролирующие органы и исков в суды, требования о проведении внеочередных общих собраний. Деятельность шантажиста способна полностью парализовать работу фирмы.

Однако самыми напряженными и жесткими являются конфликты, направленные на установление контроля над фирмой. Здесь в ход идут все возможные, не всегда легальные способы: банкротство, формирование альтернативных органов управления фирмой, недружественное поглощение (рейдерский захват).

Методы, которыми пользуются участники корпоративных конфликтов:
- Правовые методы. В частности: требование созыва совета директоров и общего собрания акционеров, обращения с жалобами в органы власти, подача исков, приобретение акций или доли в уставном капитале.
- Неправовые методы нарушают действующее законодательство либо сложившуюся деловую практику. К ним относятся, например, подделка учредительных документов, формирование параллельных органов управления фирмой, "черный пиар", хищение акций.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»