ЭЛКОД: Как создать корпоративную культуру в маленькой компании

Как создать корпоративную культуру в маленькой компании

Каждая маленькая компания индивидуальна, поэтому постарайтесь найти те слова, идеи и ценности, которые смогут сплотить реальных людей, из которых состоит ваш коллектив.

Корпоративная культура - это совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показали свою эффективность и разделяются большинством членов организации. Это то, чем одна компания отличается от других таких же. В этой статье говорится о том, нужна ли корпоративная культура в маленьких компаниях, каким образом ее создать, поддерживать и как сделать, чтобы она прижилась.

Что такое корпоративная культура и для чего она нужна? Корпоративная культура - это не только значок или галстук на груди у сотрудника. Это - нечто большее. Это - определенный набор писаных и неписаных правил, которым подчиняется большинство сотрудников. Под этими правилами скрывается набор убеждений, которые сотрудник должен как минимум принимать (а не сопротивляться им), как максимум - разделять.

Корпоративная культура может быть как позитивной, так и негативной.

Позитивная корпоративная культура - это та, которая помогает вашей организации работать лучше. Ценности компании (глубинный уровень) определяются ценностями ее владельцев и основателей. Далее эти ценности транслируются по организационной структуре компании. Обычно позитивная культура не просто отражение внутренней сущности владельца компании, но и целый комплекс мер, предпринятый руководством компании для того, чтобы закрепить определенные правила поведения на уровне ежедневных ритуалов для рядовых сотрудников

Негативная корпоративная культура - это когда по каким-то явным или неявным причинам коллектив или отдельные сотрудники в той или иной степени саботируют работу. Иногда это происходит не по злому умыслу, а от непонимания того, к каким последствиям может привести то или иное действие. Обычно это лишь внешнее проявление более глубинного конфликта целей и ценностей - между руководством компании и рядовыми сотрудниками. Если у сотрудников есть негативные убеждения о том, что руководство несправедливо получает "огромные деньжищи", а рядовые сотрудники недополучают заслуженную зарплату, то люди склонны добиваться "справедливости", порой очень странными методами, которые могу вредить как им самим, так и компании в целом. Однако чаще всего негативная корпоративная культура - это не заблуждения одного-двух сотрудников, а следствие из тех убеждений и ценностей, которые транслируют сверху вниз руководители компании.

Миссия компании - пустой звук или нечто реальное?
Если вы спросите рядового сотрудника, в чем эта миссия (т.е. глобальная цель компании относительно общества) заключается, в большинстве случаев более-менее точного ответа вы не услышите. Почему так получается? Назовем три основных причины:

1. Миссию спустили "свыше".

2. Миссия надуманная.

3. Миссия невыполнима.

У вас может быть красивая и благородная миссия, например "помогать людям" (с конкретизацией, в чем именно эта помощь заключается и в какой сфере деятельности она происходит). Но на деле, попадая в вашу компанию, посетитель встречается с хамством и плохим обслуживанием. Тогда начинать надо с того, чтобы обучить своих работников простым вещам: что допустимо, что недопустимо и почему. Это - ценности компании.

Как создать корпоративную культуру с нуля в маленькой компании?

Восемь шагов, которые помогут вам в этом процессе:

1. Запишите все, что не нравится.

2. Подумайте, какие из выявленных проблем можно исправить и как это сделать.

3. Какие из выявленных проблем исправить нельзя и почему?

4. Кто из сотрудников будет поддерживать изменения, а кто - саботировать?

5. Четко сформулируйте и опишите на одном листе бумаги А4 те изменения, которые вы собираетесь произвести в ближайшее время.

6. Не пытайтесь в короткий срок изменить то, что складывалось годами.

7. Все ваши действия должны быть обдуманы и вестись в одном направлении.

8. Закрепите новую корпоративную культуру на уровне: "Вижу, слышу, чувствую".

Почему исчезает корпоративная культура?

Если новая корпоративная культура воспринимается коллективом недоброжелательно как блажь руководства, то внедрение будет встречать сопротивление. Однако если сотрудники увидят, что ваши предложения:

- помогают им работать;

- облегчают труд;

- ускоряют работу;

- удобны;

- красивы и т.д., -

то, скорее всего, через 2 - 3 недели они привыкнут к новым правилам работы, а еще через месяц забудут, что раньше работали как-то по-другому. Если же изменения сложны, не приносят видимой пользы, не контролируются руководителем, нет наказания за то, что сотрудник работает по-старому, - в этом случае изменения обычно не приживаются.
Каждая маленькая компания индивидуальна, и чем меньше в ней сотрудников - тем больше степень индивидуальности. Постарайтесь найти те слова, идеи и ценности, которые смогут сплотить тех реальных людей, из которых состоит ваш коллектив. Для этого прислушивайтесь к тому, о чем эти люди сами говорят. Не все из этого вы сможете оставить в обновленном варианте корпоративной культуры, но многое может пригодиться. И чем больше будет вклад всех сотрудников, тем проще будет внедрить изменения.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»