ЭЛКОД: В чем суть изменений в ноябре 2024 года по воинскому учету?

В чем суть изменений в ноябре 2024 года по воинскому учету?

Главное

С 1 ноября 2024 года заработает Единый электронный реестр воинского учета (п. 1, 2, 3 статьи 8.2 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. 4, 5 Постановления Правительства РФ от 19.04.2024 N 506).

Оператором реестра воинского учета является Минобороны России. В результате первоначального наполнения реестра воинского учета сведениями, поступающими из военных комиссариатов, формируются записи о гражданах, состоящих на воинском учете. Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, подтверждаются военными комиссариатами, в которых такие граждане состоят на воинском учете. На основании такого подтверждения формируется уведомление о внесении сведений воинского учета в реестр воинского учета, направляемое в личный кабинет гражданина на портале госуслуг.

С использованием реестра воинского учета обеспечивается возможность:

- постановки граждан на воинский учет;

- формирования повестки гражданину для сверки сведений, а также для проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому обследованию, по профессиональному психологическому отбору граждан после принятия решения о постановке на воинский учет;

- снятия граждан с воинского учета.

На основании сведений реестра воинского учета формируется реестр повесток.

Отдельное участие кадровых специалистов в актуализации сведений в Едином реестре воинского учёта не понадобится — доступа у них туда не будет. Как обычно, надо будет в установленные сроки сдавать отчёты в военкомат — по ним будут актуализировать часть сведений.

Есть моменты, когда внимание ответственного за воинский учёт всё же может понадобится. Из-за того, что в реестр будут поступать данные из разных баз, в них могут быть нестыковки. Военкомат может запросить данные о военнообязанном у работодателя для корректировки сведений. Участие кадровых специалистов понадобится, если у сотрудника найдут ошибки в личных данных по вине компании. Например, из-за того, что вовремя не подали отчеты о кадровых событиях в СФР. Так, например, данные о работе возьмут из электронной трудовой книжки. Военкоматы будут проверять данные по документам, полученным от работодателей. Может оказаться, что в реестре будут неточные данные, из-за которых работнику придётся обратиться в военкомат.

Обоснование

Реестр воинского учета формируется военными комиссариатами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в автоматизированном режиме на основании сведений государственного информационного ресурса, а также сведений, полученных военными комиссариатами из государственных информационных систем и информационных ресурсов, от органов власти, организаций и граждан в письменной и (или) электронной форме (ст. 8.2 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Создание, ввод в эксплуатацию и эксплуатация реестра воинского учета осуществляется в два этапа (Постановление Правительства РФ от 19.04.2024 N 506):

- I этап - с 27 апреля по 31 октября 2024 года;

- II этап - с 1 ноября 2024 года.

Оператором реестра воинского учета является Минобороны России.

В результате первоначального наполнения реестра воинского учета сведениями, поступающими из военных комиссариатов, формируются записи о гражданах, состоящих на воинском учете.

Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, подтверждаются военными комиссариатами, в которых такие граждане состоят на воинском учете. На основании такого подтверждения формируется уведомление о внесении сведений воинского учета в реестр воинского учета, направляемое в личный кабинет гражданина на портале госуслуг.

С использованием реестра воинского учета обеспечивается возможность:

- постановки граждан на воинский учет;

- формирования повестки гражданину для сверки сведений, а также для проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому обследованию, по профессиональному психологическому отбору граждан после принятия решения о постановке на воинский учет;

- снятия граждан с воинского учета.

На основании сведений реестра воинского учета формируется реестр повесток.

В ходе II этапа мероприятий по ведению реестра воинского учета Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает прием реестра воинского учета, аттестацию по требованиям защиты информации, ввод его в эксплуатацию, первоначальную загрузку в реестр воинского учета сведений о гражданах, эксплуатацию и развитие реестра воинского учета (п. 4 Постановления Правительства РФ от 19.04.2024 N 506).

Министерство обороны Российской Федерации на II этапе мероприятий по ведению реестра воинского учета обеспечивает развитие функций реестра воинского учета, в том числе (п. 5 Постановления Правительства РФ от 19.04.2024 N 506):

а) актуализацию сведений о гражданах, содержащихся в реестре воинского учета, с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций);

б) предоставление доступа к личному кабинету гражданина в реестре повесток с использованием локальных учетных записей;

в) управление локальными учетными записями и правами доступа;

г) обеспечение взаимодействия реестра воинского учета посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия с федеральными государственными информационными системами и информационными системами иных поставщиков сведений для обработки обращений граждан в рамках ведения воинского учета;

д) формирование и ведение реестровых записей граждан с возможностью длительного хранения сведений, содержащихся в реестровых записях, и учет истории изменений указанных сведений;

е) формирование в автоматическом режиме решений о принятии и об отмене временных мер и направление указанных решений в электронной форме лицам, указанным в части 5.1 статьи 7 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)", и получение от них сведений о применении и об отмене временных мер.

В состав сведений Реестра воинского учета включаются следующие сведения о гражданах (п. 2 статьи 8.2 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"):

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) дата рождения;

в) пол;

г) сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ;

д) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);

е) идентификационный номер налогоплательщика;

ж) место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;

з) наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;

и) код и наименование военного комиссариата, в котором гражданин состоит на учете;

к) сведения о постановке на воинский учет или снятии с воинского учета;

л) сведения о факте выдачи документа воинского учета;

м) сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе;

н) сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной организации;

о) сведения о состоянии здоровья в объеме, установленном Правительством Российской Федерации;

п) код записи о гражданине в государственном информационном ресурсе;

р) признак наличия у гражданина оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу;

с) иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.

В Реестре воинского учета военными комиссариатами обеспечивается учет сведений (п. 3 статьи 8.2 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"):

а) о направлении военными комиссариатами повесток в отношении гражданина;

б) о получении гражданами повесток;

в) о явке (неявке) граждан по повесткам военных комиссариатов, в том числе о подтверждении уважительных причин неявки;

г) утратил силу. - Федеральный закон от 04.08.2023 N 437-ФЗ;

д) о применении мер административной, уголовной ответственности в отношении граждан в связи с нарушением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

е) об обжаловании гражданами отдельных решений, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и о результатах рассмотрения таких жалоб.

Отдельное участие кадровых специалистов в актуализации сведений в Едином реестре воинского учёта не понадобится — доступа у них туда не будет. Как обычно, надо будет в установленные сроки сдавать отчёты в военкомат — по ним будут актуализировать часть сведений.

Есть моменты, когда внимание ответственного за воинский учёт всё же может понадобится. Из-за того, что в реестр будут поступать данные из разных баз, в них могут быть нестыковки. Военкомат может запросить данные о военнообязанном у работодателя для корректировки сведений. Участие кадровых специалистов понадобится, если у сотрудника найдут ошибки в личных данных по вине компании. Например, из-за того, что вовремя не подали отчеты о кадровых событиях в СФР. Так, например, данные о работе возьмут из электронной трудовой книжки. Военкоматы будут проверять данные по документам, полученным от работодателей. Может оказаться, что в реестре будут неточные данные, из-за которых работнику придётся обратиться в военкомат.

Клиентский опыт

В дополнение к основному ответу мы хотели бы поделиться с Вами Клиентским опытом решения похожих задач. Вы можете ознакомиться с эффективной последовательностью действий в КонсультантПлюс по теме Вашего запроса в документе: «Воинский учет в 2024 году. Разбираемся с помощью СПС КонсультантПлюс».

Хочу рассмотреть Алгоритм с экспертом по КонсультантПлюс

В Приложении к ответу Вы найдете:

 

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»