ЭЛКОД: Организация планирует приобрести в лизинг 2 дорогостоящих автомобиля для передачи в пользование гендиректору и коммерческому директору. Как обосновать приобретение данных автомобилей для налога на прибыль?

Организация планирует приобрести в лизинг 2 дорогостоящих автомобиля для передачи в пользование гендиректору и коммерческому директору. Генеральный директор также ездит на встречу в партнерами ( в офисе бывает редко), и будет использовать автомобиль в том числе в личных целях. Коммерческий директор тоже будет использовать автомобиль в личных целях (ездить на работу), встречи не осуществляет. Как обосновать приобретение данных автомобилей для налога на прибыль?

Главное

Для того, чтобы расходы на дорогостоящие объекты основных средств могли правомерно учитываться в целях налогообложения прибыли, налогоплательщикам необходимо иметь документы, подтверждающие, что они получили положительный хозяйственный результат от использования имущества в виде повышения собственного имиджа на рынке и улучшения деловой репутации.

Задачей налогоплательщика является представление налоговому органу (а в случае возникновения спора - суду) доказательств, каким образом приобретение или оборудование дорогостоящих объектов основных средств может, например, повысить статус налогоплательщика в глазах существующих и потенциальных потребителей, которые намереваются заключить с налогоплательщиком договор. При этом желательно, если такое обоснование будет сделано в письменном виде (например, распоряжением по организации в том числе с приложением определенных расчетов).

В связи с этим считаем необходимым учитывать Письмо Минфина России от 22 марта 2010 г. N 03-03-06/4/26, в котором разъяснено, что документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться, в частности:

- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;

- смета представительских расходов;

- первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;

- отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:

цель представительских мероприятий, результаты их проведения;

иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.

При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.

Полагаем, расходы на приобретение дорогостоящего автомобиля для генерального директора можно обосновать особенностями работы: встречи, переговоры, поддержание имиджа организации, необходимость оперативной доставки документов и т.д.

При этом, расходы на приобретение дорогостоящего автомобиля для коммерческого директора, полагаем, вызовут вопросы контролирующих органов, так как обязанностями не предусмотрены выезды для рабочих целей.

Более подробно информация представлена во вложении.

Обоснование

Глава 25 НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для обоснования приобретения дорогостоящего автомобиля и подтверждения расходов на его эксплуатацию в служебных целях (Письмо Минфина России от 09.02.2016 N 03-03-07/6701).

Если сделка по приобретению дорогостоящего автомобиля соответствует критериям крупной сделки, то для соблюдения норм п. 1 ст. 252 НК РФ в части документального оформления нужно учитывать требования корпоративного законодательства - ст. ст. 78, 79 Закона N 208-ФЗ и ст. 46 Закона N 14-ФЗ, о которых сказано выше.

Обосновать необходимость приобретения дорогостоящего автомобиля для топ-менеджера компании целесообразно в следующих документах:

- локальном нормативном акте работодателя, например в положении о служебном автотранспорте (ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ);

- трудовом договоре (дополнительном соглашении к нему) с топ-менеджером компании (чч. 4, 5 ст. 57 ТК РФ);

- должностной инструкции (изменениях в ней) топ-менеджера компании (Письма Роструда от 31.10.2007 N 4412-6, от 09.08.2007 N 3042-6-0).

В одном из этих документов или сразу во всех необходимо сделать, например, такую запись:

"Руководитель компании (Работник) обеспечивается служебным легковым автомобилем бизнес-класса (с персональным закреплением), который используется им в служебных целях для выполнения своих трудовых функций, установленных трудовым договором и должностной инструкцией, в том числе в целях:

- повышения деловой репутации Компании, ее статуса в глазах деловых партнеров (поставщиков и покупателей, арендодателей и арендаторов, банков - действующих и потенциальных);

- повышения оперативности решения текущих вопросов, связанных с направлениями деятельности Компании;

- проведения переговоров и заключения договоров с контрагентами, находящимися на территории Российской Федерации и на территории государств - членов Евразийского экономического союза;

- оперативного взаимодействия с филиалами и обособленными подразделениями Компании;

- осуществления оперативного контроля за использованием арендуемых Компанией торговых, производственных и складских помещений;

- оперативного взаимодействия с государственными контролирующими органами, государственными и муниципальными органами, кредитными организациями;

- проведения представительских мероприятий - осуществления доставки представителей других организаций и должностных лиц Компании, участвующих в переговорах, к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

- участия как официального представителя Компании в специализированных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и конкурсах.

 

В Приложении к ответу Вы найдете:

автомобиль.docx

выложил в соцсеть фотографию.docx

Дорогостоящий автомобиль компании налоговые последс.rtf

Экономическая обоснованность дорогих расходов_ Про.rtf

обоснованность признания расходов.docx

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»