ЭЛКОД: Можно ли возложить обязанности за ведение воинского учёта на человека по договору ГПХ?

Можно ли возложить обязанности за ведение воинского учёта на человека по договору ГПХ?

Главное

Ответственным за ведение воинского учета предлагают назначать некое должностное лицо в самой фирме. Дело в том, что в нормативных актах, регламентирующих вопросы организации воинского учета, речь идет о ведении учета должностными лицами самой организации. Правда, прямого запрета на передачу учета нет, но в то же время нигде не сказано, что эту обязанность можно кому-то передоверить.

Вместе с тем работодатель может быть привлечен к административной ответственности, в частности за отсутствие приказа, определяющего персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан.

Для выполнения обязанностей по воинскому учету в организации можно заключить с работником трудовой договор о работе по совместительству, а можно использовать ст. 60.2 ТК РФ и оформить совмещение.

Обоснование

Организации независимо от форм собственности обязаны осуществлять воинский учет работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. п. 1, 9 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение N 719), п. 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее - Рекомендации)).

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций (п. 9 Положения N 719).

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, - это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, в том числе по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях (п. 17 Рекомендаций).

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя по установленной форме (п. 22 Рекомендаций).

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Таким образом, поскольку в отношении работника сторонней организации издание приказа по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, законом не предусмотрено, учитывая вышеприведенные положения, привлечение по договору ГПХ сторонней организации для оформления отчетных документов по воинскому учету работников не представляется возможным.

При этом действующее законодательство не содержит прямого запрета на передачу на основании договора ГПХ сторонней организации функций по оформлению отчетных документов по воинскому учету работников.

Дополнительно отметим, что контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами субъектов РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (п. 33 Положения N 719).

В ходе оценки деятельности организаций по осуществлению воинского учета проводятся соответствующие проверки (п. 54 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее - Инструкция N 700)).

Так, военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года (п. 57 Инструкции N 700).

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 40 Рекомендаций).

Ответственность за правонарушения в области воинского учета регламентирована гл. 21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Однако нормы, предусматривающей привлечение работодателя или его должностных лиц к ответственности за передачу обязанностей по оформлению отчетных документов по воинскому учету сторонней организации, в указанной главе нет.

То есть привлечение работодателя к административной ответственности по данному основанию законом не предусмотрено.

Однако следует отметить, что работодатель и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, в частности за непредоставление или несвоевременное предоставление информации по запросу государственного органа (ст. 19.7 КоАП РФ).

Так, в перечне основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в организациях, указано, что проверке подлежат согласование приказа руководителя организации по определению персонального состава и функциональных обязанностей работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение) либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов (п. 2 Приложения к Приложению N 1 к Рекомендациям).

Кроме того, в каждой организации среди документов по ведению воинского учета граждан должен быть приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе (п. 39 Рекомендаций).

Соответственно, если работодатель не представит по запросу военного комиссариата приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе, которым определяются персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, то ему грозит привлечение к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

{Вопрос: Возможно ли привлечение работодателя к ответственности за передачу на основании договора сторонней организации функций по оформлению отчетных документов по воинскому учету работников? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2022) {КонсультантПлюс}}

Напомним, что в силу п. 12 Положения о воинском учете, если в организации на воинском учете состоит менее 500 граждан, то обязанности по такому учету можно возложить на одного работника по совместительству.

Если трудовой договор о работе по совместительству будет заключен с сотрудником данной организации, нужно учитывать, что совместительство выполняется в свободное от работы время. Это значит, что ваш сотрудник отработает по своей должности полный рабочий день, а потом останется для выполнения работы по совместительству. Но выполнять некоторые функции по воинскому учету, определенные разд. III Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (например, взаимодействие с военными комиссариатами, передача сведений), затруднительно после окончания основной работы.

Если же по совместительству будет трудоустроен иной работник, это значительно удобнее, но не подходит для вас, поскольку нужно, чтобы обязанности по воинскому учету выполнял ваш сотрудник.

Полагаем, что совмещение для данного случая - оптимальный вариант, поскольку такое выполнение дополнительной работы предполагает, что сотрудник компании осуществляет функции по воинскому учету наряду с основной работой, то есть в рабочее время. Нужно заключить с сотрудником соглашение, в котором прописать, какие обязанности дополнительно на него возлагаются, на какой период и сколько будет за это доплачиваться. Напомним, что размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

{Вопрос: Как лучше оформить выполнение обязанностей по воинскому учету работнику нашей компании - через совместительство или совмещение? ("Отдел кадров коммерческой организации", 2017, N 2) {КонсультантПлюс}}

В Приложении к ответу Вы найдете:

 

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»