ЭЛКОД: Какова сейчас практика трудовой инспекции при определении налагаемого штрафа при выявленных нарушениях трудового законодательства – административный штраф налагается...

Какова сейчас практика трудовой инспекции при определении налагаемого штрафа при выявленных нарушениях трудового законодательства – административный штраф налагается один за однотипные нарушения или штраф налагается за каждый случай нарушения? Например, если имеют место такие нарушения, как многочисленные неознакомления работников под роспись с ПВТР (ЛНА, регламентирующего иной способ ознакомления с ПВТР, нет), отсутствие утвержденной формы расчетного листка и нерегулярное предоставление расчетных листков, опять же, не под роспись, а по электронной почте, хотя такой порядок не введен в организации ЛНА, неведение табелей учета рабочего времени.

 Если нарушений несколько, инспекторы назначают штраф за каждое отдельное правонарушение и из них складывается общая сумма штрафа. (Например, неознакомление работников под роспись с ПВТР, неведение табеля учета рабочего времени, невыдача расчетного листка). Но относительно одного и того же деяния (например, неознакомление работников под роспись с ПВТР) в отношении нескольких работников судебная практика противоречива.

Если в ходе контрольно-надзорных мероприятий будет установлено, что расчетные листки не выдаются или выдаются с нарушением требований законодательства, работодателю (представителю нанимателя) грозит административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:

– для должностных лиц – предупреждение или административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

– для юридических лиц – штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, влечет:

– для должностных лиц – административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

– для юридических лиц – штраф в размере от 50 000 до 70 000 руб.

17. Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи  5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее – при увольнении другого работника).(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) 'О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях').

Каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде и об охране труда, в том числе непроведение специальной оценки условий труда, невключение в трудовой договор условий труда на рабочем месте, неустановление конкретных дат выплаты заработной платы, неуведомление работников в письменной форме о составных частях заработной платы (невыдача расчетных листков), образует самостоятельный состав административного правонарушения, за которое на организацию можно наложить отдельный штраф согласно нормам КоАП РФ.

Трудовые отношения персонифицированы. Следовательно, за нарушение в отношении каждого работника должна быть установлена отдельная ответственность. Такую позицию Федеральной инспекции труда разделяет в Постановлениях Верховный Суд РФ (Постановления Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N N 60-АД14-11, 60-АД14-12, 60-АД14-13, 60-АД14-14).

 Штраф – основной вид наказания, который выносится в отношении работодателей. Штрафы назначаются по каждой части ст. 5.27 или ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 5.27 предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства, а ст. 5.27.1 - за нарушение законодательства об охране труда). Например, если  ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за общие нарушения, то другие части предусматривают уже ответственность за конкретные нарушения, так ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение от оформления трудового договора либо за заключение гражданско-правового договора взамен трудового договора. Исходя из изложенного, если госинспектор труда выявит несколько нарушений, которые подпадают под санкции разных частей ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ, он составит соответствующее количество постановлений. Это законно, и суды сходятся во мнении, что инспектор вправе это делать, так как каждая часть ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за конкретные нарушения.

Также госинспекторы труда назначают штрафы по одной части ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ. Например, если организация не выплатила зарплату 20 работникам, то госинспектор труда может назначить 20 штрафов - за каждого работника. Таким образом, количество штрафов может быть равно количеству выявленных нарушений. Но некоторые суды признают такую практику незаконной, указывая, что в рамках одной части ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ инспектор вправе составить только одно постановление (Постановления Верховного Суда РФ от 09.08.2016 N 29-АД16-9, от 07.03.2018 по делу N 20-АД18-3).

Кроме того, излишне наложенные штрафы могут затруднить для юридического лица выплату задолженности по заработной плате или привести к банкротству. Поэтому, если работодатель обращается в суд и оспаривает назначение нескольких штрафов, суды могут объединить все постановления инспектора в одно и назначить только один штраф, скорее всего, максимальный.

При этом ранее Верховный Суд РФ придерживался иной позиции, согласно которой за каждое нарушение может быть наложено несколько штрафов по одной статье КоАП РФ (Постановления Верховного Суда РФ N N 60-АД14-11, 60-АД14-12, 60-АД14-13, 60-АД14-14, 60-АД14-15).

Противоположная ситуация в Определении Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2016 N 4А-305/2015: инспектор труда выписал 17 постановлений по привлечению работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, на основании которых было назначено наказание в виде штрафа 40 тыс. руб. по каждому постановлению. Вина работодателя состояла в следующем: задержка выплаты заработной платы, окончательный расчет не в день увольнения.

Инспекция мотивировала свои действия тем, что каждое нарушение трудового законодательства было допущено в отношении отдельного работника в разное время, поэтому каждое из них образует самостоятельное нарушение, влекущее назначение административного наказания по правилам ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ.

Однако суды объединили постановления в одно производство и назначили один административный штраф - 40 тыс. руб. По мнению судов, нарушения допущены работодателем в результате одного действия и от количества работников, чьи права нарушены, не зависит количество дел об административных правонарушениях. Поэтому нарушения, вмененные работодателю, образуют состав одного правонарушения, что влечет однократное привлечение к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 тыс. руб.

При этом согласно позиции Роструда степень ответственности разделяется в зависимости от вида нарушений: «Если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 3, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, то работодатель несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 1, 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены» (Письмо Роструда от 28.11.2016 N ПГ/31983-03-3).

Таким образом, инспекция труда вправе назначить количество штрафов, равное количеству работников, однако при обращении в суд постановления об административном нарушении по решению суда могут быть объединены в одно.

 Если нарушений несколько, инспекторы назначают штраф за каждое отдельное правонарушение и из них складывается общая сумма штрафа. Но не всегда ясно, что считать отдельным нарушением. Если нарушены разные требования закона, вопросов нет: нарушение каждого требования штрафуется отдельно, в том числе, когда наказание предусмотрено одной статьей. Это подтверждается, в частности, ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановлением Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 60-АД14-16.

Так, если приняли на работу работника без обязательного предварительного медосмотра и не указали в трудовом договоре условия труда на рабочем месте, вашу организацию могут оштрафовать по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ на сумму от 50 000 до 100 000 руб. и по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ - от 110 000 до 130 000 руб.

Однако если одно и то же требование закона нарушено в отношении нескольких работников, нормативно не установлено, считать это одним правонарушением или по каждому работнику отдельно. Практика противоречива. При некоторых нарушениях инспекторы выносят штраф отдельно по каждому работнику. Например, если вы допустили несколько работников к работе без обязательного предварительного медосмотра, скорее всего, за каждого работника оштрафуют по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (Письмо Роструда от 28.11.2016 N ПГ/31983-03-3). Но если такой штраф обжаловать в суде, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, возможно, он признает его незаконным.

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»