ЭЛКОД: Какие изменения и требования связанные с налоговой с 1 июля 2021 на получение ЭЦП. Какие требования предъявляют и кому будут выдавать ЭЦП?

Какие изменения и требования связанные с налоговой с 1 июля 2021 на получение ЭЦП. Какие требования предъявляют и кому будут выдавать ЭЦП?

С 1 июля получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи можно в Удостоверяющем центре ФНС России. Услуга бесплатна. КЭП выдаются в территориальных налоговых органах. Выбрать инспекцию можно в разделе, записаться на прием - онлайн.

Кто может обратиться за получением квалифицированного сертификата в удостоверяющий центр ФНС России?

- юридическое лицо (лицо, имеющее право действовать без доверенности);
- индивидуальный предприниматель;
- нотариус.

Что необходимо для получения квалифицированного сертификата в удостоверяющем центре ФНС России?

- документ, удостоверяющий личность;
- СНИЛС;
- USB-носитель ключевой информации (токен) для записи квалифицированного сертификата и ключа электронной подписи, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России.
- документацию на ключевой носитель информации - сертификат соответствия ФСТЭК или ФСБ России, например: Rutoken-S, Rutoken-Lite, JaCarta, E-Smart – сертификат соответствия ФСТЭК России. В случае применения носителя со встроенным средством криптографической защиты информации (СКЗИ), например: РуТокен ЭЦП, JaCarta ГОСТ, E-Smart ГОСТ – формуляр на СКЗИ и сертификат соответствия ФСБ России. Можно использовать скан-копию сертификатов соответствия с сайтов ФСТЭК или ФСБ России или производителей носителей ключевой информации.

Приобрести носитель ключевой информации можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Можно использовать имеющиеся носители ключевой информации при наличии действующего сертификата соответствия ФСТЭК России или ФСБ России на этот носитель.

Квалифицированные сертификаты выпускаются по предварительной записи на основании заявления на выпуск квалифицированной ЭП (необходимо предъявить паспорт, СНИЛС и пройти процедуру идентификации).

Подготовить и направить заявление на выпуск квалифицированного сертификата также можно через личный кабинет налогоплательщика - физического лица (Жизненные ситуации - Нужна квалифицированная электронная подпись).

С 2022 года от имени компании можно использовать только электронную подпись, которую выдала ФНС. Владельцем сертификата ключа проверки будут указывать организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности. Как правило, это гендиректор.

Источник: Информация ФНС России от 28.06.2021; Информация ФНС России от 12.05.2021; Федеральный закон от 27.12.2019 N 476-ФЗ.

Что меняют в оформлении подписей:

С 2022 года от имени компании можно использовать только электронную подпись, которую выдала ФНС. Владельцем сертификата ключа проверки будут указывать организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности. Как правило, это гендиректор.

Обычные работники больше не смогут владеть сертификатом подписи компании. Они будут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации. Требования к доверенности утвердят правительство и Минцифры. Личные подписи физлица будут получать в коммерческих удостоверяющих центрах.

На новый порядок можно перейти досрочно. С 1 июля ФНС бесплатно оформляет электронные подписи для компаний. Параллельно до конца года действует прежний порядок выдачи подписей юрлицам в коммерческих удостоверяющих центрах (но только в тех, которые прошли аккредитацию в этом году).

Подробнее о получении подписи в ФНС см. на промостранице (https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ucfns/el_sign_getting/).

Стоит ли спешить с переходом на новые правила

Квалифицированные сертификаты, которые удостоверяющий центр выдал организации, действительны до конца года (если аккредитация или срок действия сертификата не кончились раньше).

Если компания большая и подходит срок переоформления подписи, возможно, не стоит спешить с переходом на новые правила: требования к доверенностям для сотрудников пока не утверждены. К вопросу о подписях надо будет вернуться к концу года, но тогда уже будет вся необходимая нормативная база, пройдет "обкатка" новых правил и перейти на них будет проще.

При выборе удостоверяющего центра обратите внимание на дату аккредитации. С 1 июля удостоверяющие центры, которые не проходили аккредитацию в этом году, больше не могут выдавать сертификаты ключа проверки.

Если удостоверяющий центр прошел аккредитацию в этом году, то он может выдавать подписи и после 1 июля.

Если организация небольшая и может обойтись одной электронной подписью, то переоформить ее можно в налоговой службе. Это позволит сэкономить на услугах удостоверяющего центра. ФНС выдает квалифицированные сертификаты сразу на 15 месяцев.

 Более подробную информацию см. во вложенных файлах.

В Приложении к ответу Вы найдете:

 

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»