ЭЛКОД: Контрольно-надзорная деятельность налоговых органов в условиях развития цифровой экономики

Контрольно-надзорная деятельность налоговых органов в условиях развития цифровой экономики

Интервью с начальником отдела анализа и планирования налоговых проверок УФНС России по г. Москве Станиславом Юрьевичем Семиным

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о процессе внедрения налоговыми органами цифровых технологий.

Ответ: Основным принципом работы налоговых органов является аналитическая работа с широким внедрением цифровых технологий и автоматизацией системы контроля.
Рост цифровой грамотности населения и доступность электронных устройств привели к желанию налогоплательщиков получать решение своих вопросов с минимальными затратами сил и времени.
Одной из приоритетных задач Федеральной налоговой службы является процесс модернизации налоговой службы, который предусматривает реинжиниринг бизнес-процессов, централизацию информационных ресурсов и вычислительной инфраструктуры, максимальную автоматизацию бизнес-процессов.
ФНС России строит новые системы на базе самых передовых технологий. Сегодня электронные сервисы на сайте ФНС России охватывают все категории налогоплательщиков, позволяют им получать полный спектр информации, услуг и предоставляют возможность уплаты налогов в любой точке земного шара в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

 

Вопрос: Получается, такие сервисы приближают налогоплательщиков к налоговому администрированию в режиме реального времени. Как их могут использовать налогоплательщики?

Ответ: На сайте Федеральной налоговой службы https://www.nalog.gov.ru для субъектов предпринимательства функционирует свыше 50 сервисов. Для удобства пользователей ФНС России использует способ подачи информации на кейсовой основе.
Электронные сервисы, созданные Федеральной налоговой службой и размещенные на сайте ФНС России, могут использоваться налогоплательщиками с целью самостоятельной оценки рисков ведения бизнеса при заключении договоров с контрагентами.
Кроме того, данные сервисы позволяют оценивать риски непосредственно самого налогоплательщика и вероятность проявления интереса к нему со стороны налоговых органов в виде налогового контроля, осуществляемого в соответствии с главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Вопрос: Что влияет на проведение налоговыми органами налогового контроля?

Ответ: Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством проверки данных учета и отчетности, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов и страховых взносов, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. Так, с целью создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

 

Вопрос: Могут ли налогоплательщики самостоятельно оценивать налоговые риски?

Ответ: Данная Концепция позволяет налогоплательщикам самостоятельно оценивать риски по критериям, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. С этой целью установлено 12 основных рисков.
Для определения налоговых рисков в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика предлагается использование такого электронного сервиса, размещенного на официальном сайте ФНС России, как «Прозрачный бизнес» (https://www.pb.nalog.ru).

 

Вопрос: Какие преимущества сервиса «Прозрачный бизнес»?

Ответ: Информационный ресурс «Прозрачный бизнес» включает сведения, которые нельзя причислить к налоговой тайне:

– основные сведения о налогоплательщике, такие как наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), ОГРН, вид деятельности, адрес организации, сведения об уставном капитале;
– сведения о наличии задолженности (свыше 1 000 рублей) по уплате налогов и сборов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю;
– сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
– сведения о непредставлении налоговой отчетности более года;
– сведения о налоговом правонарушении;
– информация об участии организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
– информация о применении организацией специальных налоговых режимов;
– информация об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков;
– сведения о среднесписочной численности работников организации;
– сведения об уплаченных налогах и сборах в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
– суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности.
Кроме того, у пользователя имеется возможность выгрузить данные сведения о контрагенте в формате PDF.

Сервис «Прозрачный бизнес» позволяет оценить риски как непосредственно самого налогоплательщика, так и его контрагента.
Преимуществом сервиса «Прозрачный бизнес» является аккумулирование информации о деятельности фирмы, что позволяет более точно определить добросовестность контрагента и оценить возможные затруднения в сотрудничестве.
Так, сведения о представленных налогоплательщиком документах для государственной регистрации отображаются в разделе «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации». Используя этот сервис, вы всегда можете отслеживать миграцию, реорганизацию или ликвидацию контрагентов.

 

 

Вопрос: Наличие каких сведений может свидетельствовать о недобросовестности контрагента? Есть ли возможность проверить такую информацию?

Ответ: Исследование информации об адресе государственной регистрации контрагента необходимо в большей степени для самого налогоплательщика, так как наличие записи в ряде случаев позволяет предположить, что контрагент не имеет намерения исполнять обязательства по договору, поскольку не располагает ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору, или просто скрывает свое местонахождение от налоговых органов и возможных претензий со стороны обманутых им налогоплательщиков.
Поиск сведений о «массовых» адресах можно производить путем ввода определенного адреса или выбора из списка.
Необходимо обратить внимание, что адресом государственной регистрации может быть адрес, по которому располагается, например, торговый или бизнес-центр.
Если в адресе, помимо дома и корпуса, указана квартира, то данное здание, соответственно, представляет собой жилой дом. Наличие данной информации в совокупности с иной информацией может свидетельствовать о недобросовестности контрагента.
Информация о физических лицах, являющихся так называемыми «массовыми» учредителями и руководителями, содержится в разделе «Участие в нескольких юридических лицах» сервиса «Прозрачный бизнес».
Наличие в данном разделе записи о должностном лице вашего контрагента может свидетельствовать не только о сомнительности организации, но и о невозможности выполнения обязательств по договору.
С целью подтверждения полномочий руководителя контрагента следует по возможности организовать личную встречу и запросить копии правоустанавливающих документов, а также подтвердить личность руководителя с помощью документов, удостоверяющих его личность.

 

Вопрос: И в заключение расскажите, пожалуйста, существует ли у налогоплательщика возможность снизить вероятность проведения выездной налоговой проверки?

Ответ: Регулярно используя электронные сервисы, размещенные на официальном сайте ФНС, для определения налоговых рисков как у себя, так и у контрагентов, можно существенно понизить вероятность проведения в отношении организации выездной налоговой проверки.
Налоговыми органами г. Москвы в рамках исполнения своих полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах на постоянной основе осуществляется мониторинг рисков совершения налоговых правонарушений.
К данным категориям налогоплательщиков применяются те же самые критерии и риски, которые установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (с изменениями и дополнениями).
При этом следует отметить, что основной целью Федеральной налоговой службы является создание среды, в которой добросовестность налогоплательщика становится его конкурентным преимуществом.
Таким образом, проведение выездной налоговой проверки не является приоритетной задачей налоговых органов. Напротив, налоговыми органами активно осуществляется взаимодействие с налогоплательщиками по устранению рисков совершения налоговых правонарушений до назначения выездной налоговой проверки, о чём свидетельствует установившаяся на протяжении последних десяти лет (2010–2020 гг.) тенденция к снижению количества выездных налоговых проверок более чем в 4,4 раза.

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»