ЭЛКОД: Нужно ли создавать резерв на оплату отпусков в бухгалтерском и налоговом учете? Как его создать и использовать?

Нужно ли создавать резерв на оплату отпусков в бухгалтерском и налоговом учете? Как его создать и использовать?

Возможности: в налоговом учете организация, применяющая метод начисления, сама решает создавать ей резерв на оплату отпусков или нет (при кассовом методе резерв создать нельзя). Риски: все организации обязаны создавать резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете, кроме тех, кому можно вести упрощенный учет.

Резерв на оплату отпусков в налоговом учете

Резерв нужен для того, чтобы расходы на оплату отпусков списывались равномерно в течение года. Это поможет избежать убытков в тех отчетных периодах, на которые приходится большинство отпусков (обычно это лето).

Его могут создавать организации, которые применяют метод начисления. При кассовом методе создавать резерв нельзя. Это связано с тем, что при данном методе расходы признаются после их фактической оплаты, а это противоречит самой сути создания резерва (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Организация сама решает, создавать резерв на оплату отпусков или нет. Решение о создании резерва должно быть отражено в учетной политике (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).

Резерв создают с начала года. Для этого надо определить предельную величину и процент отчислений. Предельная величина отчислений – предполагаемая сумма отпускных за год, включая взносы. Процент – ее отношение к предполагаемым расходам на оплату труда за год, включая взносы. Пример: предполагаемые отпускные – 5 млн руб., расходы на оплату труда – 70 млн руб., процент отчислений – 7,14% (5 млн руб. / 70 млн руб. x 100%) (ст. 324.1 НК РФ).

Отчисления в резерв считаются на конец каждого месяца: надо умножить на установленный процент начисленную за месяц зарплату и взносы. Пока отчисления с начала года не превысят предельную величину, надо включать их в расходы. Сами отпускные и взносы с них в течение года в расходах не учитываются. Компенсации за неиспользованный отпуск за счет резерва не списываются – их надо включать в расходы (ст. 255, 324.1 НК РФ).

В конце года надо сравнить резерв с начисленными за год отпускными и обязательствам по отпускным на конец года. Если резерв больше отпускных и обязательств, разницу надо включить в доходы, если меньше – в расходы (ст. 324.1 НК РФ).

Для расчета обязательства по отпускным надо провести инвентаризацию резерва: рассчитать, какую компенсацию за отпуск пришлось бы выплатить каждому работнику при увольнении 31 декабря; сложить все компенсации и увеличить на взносы. Полученная величина – обязательство по отпускным (ст. 324.1 НК РФ).

Подробнее рассказано в Готовом решении: Создание и восстановление резерва на оплату отпусков в налоговом учете (КонсультантПлюс, 2023).

Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете

Оценочные обязательства по оплате отпусков обязаны создавать все организации, за исключением тех, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ПБУ 8/2010, п. 20 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Приказ о создании резерва на оплату отпусков составлять не нужно. Это объясняется тем, что по умолчанию резерв должен быть образован. А вот тем организациям, которые вправе применять упрощенные способы, решение не применять ПБУ 8/2010 и не создавать оценочное обязательство нужно будет закрепить в учетной политике.

Для создания резерва надо рассчитать оценочное обязательство по оплате отпусков и начислить его по кредиту счета 96 в корреспонденции со счетами затрат. В дальнейшем отпускные, компенсации за отпуск и взносы с них начисляются за счет резерва. И только если его не хватает – сразу их сразу относят на затраты (п. 21 ПБУ 8/2010).

Как и с какой периодичностью рассчитывать обязательство по оплате отпусков, организация решает сама. Можно действовать по правилам налогового учета – установить процент отчислений от оплаты труда и начислять резерв каждый месяц. А можно раз в квартал или раз в месяц рассчитывать реальное обязательство по отпускным так же, как при инвентаризации.

Проводки по созданию и использованию резерва

Д 20 (26, 44) – К 96 – создан резерв

Д 96 – К 70, 69 – использован резерв

В конце года надо провести инвентаризацию резерва: рассчитать обязательство по отпускам в том же порядке, что и в налоговом учете. Сравнить обязательство с остатком резерва. Если остаток меньше – доначислить резерв, если больше – списать разницу на счет 91.01. Результат инвентаризации можно оформить актом или просто распечатать бухгалтерскую справку-расчет из программы.

Подробнее рассказано в Готовом решении: Как создавать и использовать резерв по оплате отпусков в бухгалтерском учете (КонсультантПлюс, 2023).

На заметку: задать вопросы по созданию и использованию резервов Вы сможете в ходе бухгалтерской экспертизы «ЭЛКОДА» по теме «Учет дебиторской и кредиторской задолженности. Проверка правильности формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете» 23 мая 2023 года.

Читайте подробнее

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»