С 1 января 2024 года стал обязателен к применению ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», утвержденный Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 86н.
В Письме от 03.05.2024 N 07-01-09/40927 Минфин России напомнил, что ФСБУ 14/2022 не распространяется на средства индивидуализации (например, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания), созданные собственными силами организации.
Однако организации должны:
– обеспечить надлежащий контроль, в том числе за балансом, наличия и движения таких средств индивидуализации (при условии, что у организации имеются исключительные права на них);
– с учетом существенности раскрывать в бухотчетности информацию о величине затрат на создание собственными силами организации средств индивидуализации и иную информацию (например, их рыночную стоимость), без знания которой заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
На заметку: так как созданные самостоятельно товарные знаки, логотипы и другие средства индивидуализации в бухгалтерском учете не являются НМА с 1 января 2024 года, они не амортизируются, затраты на их создание списываются в расходы. Однако приобретенные права на товарный знак – по-прежнему НМА (п. 8 ФСБУ 14/2022).
При этом в налоговом учете исключительные права на средства индивидуализации, используемые в деятельности организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев), при условии, что их первоначальная стоимость превышает 100 000 руб., признаются НМА и включаются в состав амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 3, подп. 4 п. 3 ст. 257 НК РФ). Подробнее об учете таких активов на примере товарного знака рассказано в Консультации эксперта в СПС КонсультантПлюс.
Разобраться в бухгалтерском и налоговом учете НМА поможет участие в бухгалтерской экспертизе «ЭЛКОДА» по теме «Нематериальные активы: налоговый и бухгалтерский учет. Анализируем разницы в учете в свете требований ФСБУ 14/2022» 2 октября 2024 года.
Читайте подробнее