МОТЫЛЬКИ НЕ ЛЕТЯТ НА СВЕТ. ПОЧЕМУ?
... а ходят в мелкой суете
Разнообразные не те.
Е. Евтушенко
Форум о ценностном предложении на рынке труда был проведен компанией «ЭЛКОД» по запросу его участников – лидеров и топ-менеджеров РИЦ (региональных информационных центров КонсультантПлюс). Тема актуальна сейчас для многих компаний – рынок труда изменился, а мы не меняемся. В вопросах подбора и удержания персонала большинство компаний работает по старинке, а право выбора переходит к работнику. Сегодня рынок справочных правовых систем – это рынок соискателя, а не работодателя.
К нам часто приходят «не те» кандидаты – люди, которые не заинтересованы в работе со справочными правовыми системами. Нужные соискатели «не летят, как мотыльки, на свет компании», и компании начинают изыскивать ресурсы, чтобы привлечь как можно больше кандидатов и выбрать из них подходящих.
Что же является основным критерием выбора работодателя у соискателей? Мы начинаем думать, что это заработная плата, и готовы повышать ее. В результате соискатель начинает работать, но через незначительный срок – от месяца до полугода – пишет заявление об уходе. На форуме один из гостей поделился опытом: всего полгода в его компании проработал умный и перспективный сотрудник – получал достойную зарплату, умел продавать. Но через полгода написал заявление об увольнении. Когда его спросили, почему же не сложилось, он ответил: «Я не так себе представлял эту работу». Получается, что уровень дохода – вовсе не главный критерий выбора работодателя. Успех и деньги – далеко не всё, что мы можем и должны дать нашим сотрудникам.
Как избежать слов «я не так себе это представлял» при увольнении работника? Человек, получая хорошие деньги, не решает ряда других, порой даже более важных вопросов – самореализация, необходимость чувствовать себя нужным, вовлеченность в общее полезное дело, комфорт, прочные деловые отношения, обучение, личностный и профессиональный рост… Сколько может быть еще пунктов в этом списке? Именно соискатель выбирает себе компанию, способную отвечать этим и многим другим его запросам, среди возможных вариантов. Нам важно, чтобы талантливый человек, ищущий работу, остановился на нашем варианте! И не просто остановился, а признал, что работа с системой КонсультантПлюс – его мечта. Для этого и нужно развивать такое понятие компании, как HR-брендинг.
Итак, HR-брендинг – это совокупность усилий компании по взаимодействию с существующими и потенциальными сотрудниками, которые делают ее привлекательным местом работы, а также активное управление имиджем компании в глазах партнеров и потенциальных сотрудников (Минчингтон Б., «HR-бренд. Как стать лидером. Строим компанию мечты»).
Да, данное направление нужно развивать – каждый работодатель интуитивно понимает это. Во время круглого стола «Идеальное рабочее место», когда я, как ведущий мероприятия, спрашивал у участников об их ожиданиях от форума, один из представителей РИЦ сказал замечательную фразу: «Нужно понять, на чем мы застряли». Всё верно! Давайте разберемся теперь, чего же нам не хватает для построения компании мечты?
В ЧЕМ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ МЕЧТЫ?
Девяносто пять процентов моих активов каждый вечер покидают компанию через проходную.
Моя работа – сделать так, чтобы завтра они вернулись.
(Джим Гуднайт, основатель и глава SAS)
Каждый день сотрудники любой компании заново принимают решение о том, как относиться к своей работе. Большинство сотрудников в конечном итоге работают ради личных доходов и удовлетворения, однако любой из нас сам выстраивает свое отношение к выполняемой работе. Отношения, которые выстраивают руководители, настолько значимы, что именно в их действиях заложена критическая разница между хорошей и отличной компанией. Важно вовсе не то, ЧТО вы делаете, а то, КАК вы это делаете. Другими словами, не бывает неуспешной сферы деятельности, бывают неправильные методы. Именно методы нам и нужно будет изменить.
Влияние рабочей обстановки на отношение людей к своей работе понимают многие руководители, поэтому создают прочные узы между сотрудниками и организацией. Эти узы лежат в трех сферах отношений: формирование атмосферы доверия, гордости и духа товарищества. Именно они в сумме образуют культуру вашей компании.
(Майкл Бёрчелл, Дженнифер Робин «Отличная компания. Как стать работодателем мечты»)
ДОВЕРЯЯ РУКОВОДИТЕЛЮ...
Правительство на другой планете живет, родной!
Чтобы до него долететь, гравицаппа нужна…
(из фильма «Кин Дза Дза»)
Мы с вами прекрасно знаем, что любое изменение ведет за собой сопротивление – кому-то что-то не понравится, кто-то что-то не поймет, кто-то просто боится изменений. Единственное, что способно смягчить это сопротивление, – доверие и вовлеченность сотрудников в общее дело компании. В идеале человек должен вести и чувствовать себя на работе как дома – спокойно, продуктивно и естественно. А естественно мы ведем себя с теми, кому доверяем. Доверие – основа продуктивных и долгосрочных отношений. Без доверия немыслима вовлеченность. Вовлеченность мы считаем одним из главных критериев счастья на работе. Она зависит не только от сотрудников – их характера, темперамента, личностных убеждений, но и от компании. И ведущая роль здесь – роль директора.
Доверие способствует сотрудничеству. Когда есть доверие, мы конструктивнее разрешаем конфликты, охотнее ищем эффективные решения и помогаем друг другу развиваться. Мы в большей степени склонны прилагать дополнительные усилия для выполнения любой работы. Доверие – ключевая сфера отношений, которая состоит из трех признаков:
- надежность – подразумевает, что сотрудникам предоставляется нужная и достоверная информация; руководители достаточно компетентны, чтобы возглавлять организацию, и подтверждают свои слова делом
- уважение – вера сотрудников в то, что лидеры оказывают им профессиональную и личную поддержку и стремятся к сотрудничеству в выработке решений и предложений
- справедливость / честность – убежденность в том, что лидеры создают для всех равные условия и относятся к сотрудникам не предвзято
Люди приходят работать в компанию, а уходят – от руководителя. От начальника зависит почти всё. Сотрудники должны доверять ему. Сложность доверия как критерия счастья заключается в том, что его почти невозможно измерить, но когда оно угасает, в компании приходится буквально тушить пожар, вспыхнувший из-за недовольства персонала.
Как добиться доверия? Оно невозможно в вакууме. Любому сотруднику обязательно нужна обратная связь от руководителей – прозрачность, ясность целей, понимание того, куда движется фирма, открытость и доступность необходимой информации. На каком месте по продажам компания, конкретный сотрудник? Какие цели достигнуты за прошедшую неделю, месяц, квартал? Какие цели поставлены на следующий отчетный период? И даже если компания поработала плохо, не достигла заявленного, нужно признать эту ошибку перед всеми. Когда сотрудник видит, что ошибается каждый, он чувствует себя свободнее – поэтому руководитель обязан допускать, что и он может ошибиться, но сделает при этом выводы и не повторит свою оплошность.
Сотрудники пойдут за ясным, компетентным и целостным руководителем. Если о первом критерии мы поговорили достаточно подробно, то два последующих нуждаются в некоторой расшифровке. Так, под целостностью в этой статье подразумевается скорее последовательность в реализации своей стратегии, приверженность постоянным идеалам и воплощение их в жизнь. Компетентность же руководителя – это координация материальных и человеческих ресурсов компании. Нужно понимать, что качество решений руководителя, которые принимаются каждый день, оцениваются каждым сотрудником, в том числе и рядовыми работниками. И высокая оценка этих решений также формирует у сотрудников доверие к своему начальнику. Доверие – одна из ступенек в лестнице, ведущей к счастью. Какие еще ступени нужно построить современной успешной компании?
ГОРДОСТЬ
Говоря о счастье сотрудника, нельзя не упомянуть и о том, что каждому из нас нужно гордиться своей работой, достижениями, чувствовать уважение коллег. По существу, люди воспринимают свою работу как работу мечты, когда чувствуют, что на что-то влияют в своей компании. Помимо этого, они гордятся достижениями всей команды. Один из основных принципов педагогики – необходимость провести любого ученика через ситуацию личностного успеха. Но неужели этот принцип теряется, как только человек выходит из-за школьной скамьи?
На форуме я поведал об одной приятной традиции «ЭЛКОДА» – вымпелах «БЛАГОдарю». Эти отличительные знаки даются сотрудникам компании, независимо от важности занимаемой ими должности – от топ-менеджеров до стажеров. Вымпелы, на которых написано, за какую конкретную заслугу специалиста благодарят его коллеги, вручаются в торжественной обстановке, на глазах у всей команды. Небольшой приятный момент, но не это ли еще один способ «провести» человека через ситуацию личностного успеха? Каждый сотрудник должен быть отмечен и услышан – коллегами, партнерами и, что очень важно, руководством.
Насколько руководству важно слышать своих сотрудников? В одной компании руководитель заявила, что она открыта для диалогов с подчиненными по четвергам в определенные часы. Общалась с сотрудниками в назначенное время она, что называется, без отрыва от производства – параллельно проверяла почту, обсуждала вопросы с клиентами и партнерами. Так и получалось у нее – слушать, но не слышать. На рабочие места своих специалистов руководитель, которая называла себя «открытой для общения», не выходила. А насколько часто мы с вами делаем это? Как часто мы лично удостоверяемся в том, что нашим сотрудникам комфортно? Комфорт – физический и душевный – это еще один важный критерий счастья сотрудников.
ДОСТИЖИМЫЙ ИДЕАЛ
Если попробовать подвести итоги, то мы получим следующие составляющие идеального рабочего места:
- Надежность
- Уважение
- Справедливость / честность
- Гордость
- Дух товарищества
Получается, что они не такие уж сложные, и, что очень важно, каждая из них предполагает двусторонний процесс: доверие – друг к другу, уважение – друг к другу...
На форуме один из участников – топ-менеджер компании-РИЦ – поведал ситуацию: однажды руководство его компании решило провести опрос среди сотрудников. Им раздали анкеты, в которых был такой вопрос: «Почему вы выбрали именно наш РИЦ?» Ответы удивили опрашивающих: два очень популярных варианта гласили – «Свободный график» и «Хороший коллектив».
Ответов, которые ранее были выведены как критерии счастья на работе, у респондентов было мало – среди причин своего нахождения здесь они почти не указывали перспективы карьерного роста, престиж компании, возможность самореализации, стабильный хороший доход. А ведь всё это в компании есть! Получается, что вектор мысли многих сотрудников тоже нужно менять. И мы понимаем, что меняются наши работники вслед за компанией и руководителем, которым они доверяют.
Давайте выделим несколько пунктов, соответствие которым поможет нам создать компанию мечты. Итак, что делает место работы идеальным:
- Глубокая заинтересованность в жизни компании генерального директора и высшего руководства
- Высокий уровень доверия между сотрудником и руководством
- Искреннее убеждение руководства в том, что люди являются обязательной составляющей успеха компании
- Последовательная передача опыта между группами, непрерывное обучение
- Площадки для активной коммуникации между сотрудниками и руководством
- Понимание специальной и уникальной культуры своей компании. Сотрудник должен с гордостью говорить: «Мы отличаемся от других»
Конечно, это далеко не все критерии, но, пожалуй, основные. Однако мы можем с уверенностью сказать, что, соблюдая их, добьемся успеха.
«СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ»
Крупнейшая в мире частная IT-компания SAS, работающая в области бизнес-аналитики, нанимает только талантливых программистов. В этой компании текучка персонала составляет всего 4% (притом, что в США общеотраслевой нормальный показатель для такой фирмы – 20%). SAS входит в список самых привлекательных работодателей Америки.
Если вдуматься, сколько денег крупная компания тратит на поиск, адаптацию, обучение одного человека, то мы сразу же поймем, какова экономия компании, услышавшей своих сотрудников и создавшей для них идеальное рабочее место. Напомним нашему читателю и про разницу средств, заложенных на внешний и внутренний маркетинг, ведь внутренний маркетинг – это тоже немыслимые суммы денег. И не забудем здесь также про вопрос удержания опытных кадров. На то, чтобы найти и воспитать замену сотруднику, знающему все основы работы в компании, уйдут в лучшем случае месяцы.
Суть идеальной компании – в улучшении качества жизни общества. Мы понимаем, что работа с СПС – специфическая, сложная. Она требует от сотрудников максимальной, непрерывной концентрации. Это притом, что ни один человек не может быть сконцентрирован на 100% всё время – ему нужно отдыхать, расслабляться как на протяжении рабочего дня, так и дома, в выходные, в отпуске. Поэтому компания должна обеспечивать сотрудникам эти условия. А они возможны только тогда, когда выполнены основные условия компании мечты.
Идеальная компания вовсе не обязательно должна быть крупной – в США, например, в список лучших работодателей может войти фирма, персонал которой – всего 15 человек. Почему бы и нет? Но тот же рейтинг показал, что доходы лучших работодателей выше примерно на 37% по сравнению с «обычными» компаниями.
Так происходит, потому что в организации действует немало «незатратных» механизмов. То, что может работать само собой, – работает, мотивируя сотрудников к успешной деятельности. Это налаженный корпоративный дух, отсутствие кадровой текучки, атмосфера взаимопонимания и многое другое. А это значит, что можно все силы сосредоточить на том, что приносит фирме доход, – на клиентах и не тратиться при этом на «внутренние» проблемы.
Завершить этот материал позвольте той же мыслью, с которой мы его начали. Тем, что у каждого человека индивидуальное понимание слов «идеально» и «счастье». Поэтому компании необходимо понимать свою целевую аудиторию – тех людей, на которых они делают ставки как на успешных сотрудников, готовых проработать в справочных правовых системах многие годы. И работать для них. С этой целью и формируется ценностное предложение – поиск «своих» людей и направленность работы компании на их благо.
О ценностном предложении мы будем говорить на следующих страницах этого выпуска журнала «Искусство управлять».
Записала Мария Тонкачеева, журналист, редактор ООО «ЭЛКОД»