— Александр, предлагаю начать с небольшого экскурса. Расскажите о том, что такое виртуальная реальность и как она применима в бизнесе?
— Виртуальная реальность (virtual reality — VR) — это технология визуализации контента, искусственно созданное при помощи технических средств цифровое пространство. Мы погружаемся в него при помощи специальных девайсов — например, очков, шлемов виртуальной реальности, — и можем с ним взаимодействовать, получать обратную связь, решать те или иные задачи. Погружаясь в виртуальную среду, мы видим объемные формы, можем передвигаться в воссозданном пространстве, передвигать предметы и даже парить над объектами. Ощущения настолько естественны, что возникает эффект реального присутствия в том или ином месте.
Также важно упомянуть о технологиях дополненной реальности (augmented reality — AR), которые дополняют реальное окружение вспомогательными визуальными образами. Простым примером AR-технологий может служить отображение информации на лобовом стекле автомобиля премиум-класса или же траектория парковки на дисплее камеры.
С помощью этих технологий можно решать практически любые бизнес-задачи: управлять продажами, маркетингом, обучать сотрудников, проектировать, осуществлять планирование и, главное, — оценивать риски.
Если говорить о плюсах в конкретных областях, то в обучении персонала — это экономия времени и высокая эффективность за счет наглядных обучающих материалов и интерактивной среды. В продажах и проектировании — это презентация и детальная визуализация продукта на качественно новом уровне. Применение технологий в рекламе и искусстве — настоящий прорыв, который позволяет получить сильный wow-эффект.
— Александр, в 2016 году Вы возглавили новое бизнес-направление в компании КРОК — «Виртуальная реальность». Чем было обусловлено его создание?
— Всё началось гораздо раньше, в 2013 году. А в 2014-м в компании КРОК открылся Центр компетенций виртуальной реальности. Это было связано с тем, что мы увидели тренд: количество информации интенсивно растет, а времени, чтобы ее изучать и усваивать, не прибавляется.
На Западе технологии, ускоряющие процесс восприятия информации, распространяются довольно активно, и наши клиенты стали интересоваться: а возможно ли внедрение соответствующих инструментов у нас? К слову, на тот момент VR-технологии уже несколько лет успешно применяли и в России, например, в энергетическом секторе — для обучения персонала опасных производственных объектов. Массовый интерес к технологиям со стороны представителей бизнеса вызван еще и тем, что технологии стали существенно доступнее. Подешевели системы отображения, компьютеры, выполняющие графические операции. И если раньше микродисплеи, которые используются в очках виртуальной реальности, были доступны только профессиональным пилотам, то сейчас их может приобрести практически каждый.
— Каков портрет заказчика технологий виртуальной и дополненной реальности?
— Глобально заказчиков можно разделить на три категории. Это компании, которые с этими технологиями уже хорошо знакомы и пользовались ими (как правило, это предприятия, занимающиеся проектированием сложных изделий или обучением персонала на опасных объектах, например, атомной энергетики).
Вторая категория — это компании, которые однозначно поняли, что VR-технологии дадут хороший результат с точки зрения привлечения внимания потребителей и увеличения количества лидов, которые перейдут в продажи. Это, как правило, компании из сферы девелопмента, сферы услуг, например, туризма или HoReCa, ретейлеры.
Третий блок — это традиционные компании, которым потенциально может быть интересно и полезно внедрение VR-технологий, но на данном этапе они только переходят к цифровой трансформации бизнеса.
Важный момент: нельзя сегодня обучать персонал по тестам на бумаге, а назавтра планировать применять технологии виртуальной реальности. Переходить к применению новых технологий нужно постепенно, без суперскачков. Начать следует с разработки цифровых инструкций и приложений.
Как уже было сказано, виртуальная реальность может применяться практически везде, но не везде она нужна. Вот для этого и существуют профессиональные консультанты, которые подскажут, где эти технологии работают, а где они излишни. В любом случае трезвый подход и логику никто не отменял. Мы ведь не будем топить с помощью атомного реактора один дом. Вот и обучать одного человека одному действию с помощью VR также нецелесообразно.
— Есть ли перечень признаков компаний, которым Вы рекомендовали бы применение VR-технологий?
— Однозначно это компании с большой численностью сотрудников, выполняющих типовые действия. С помощью 3D-приложений можно быстро обучить большое количество людей, в том числе удаленно. Также VR-инструменты эффективны при обучении специалистов, отвечающих за выполнение действий в нештатных ситуациях. Например, с помощью симуляторов и тренажеров можно отработать профессиональный навык, корректный алгоритм действий. Надев очки виртуальной реальности, можно проследовать из любой точки здания или цеха по заданному маршруту (например, до рычага отключения питания в критической ситуации). И если в реальной жизни у нас нет права на ошибку, то VR-технологии дают нам возможность без риска проигрывать ситуацию столько раз, сколько это необходимо, чтобы добиться желаемого результата и отточить навык до автоматизма. И бизнес здесь четко понимает эффект — насколько удастся сократить травматизм или даже смертельные исходы на производстве. Например, в международной компании Royal Dutch Shell перешли к виртуальным интерактивным тренингам для персонала. Это позволило на 90% сократить расходы на дорогостоящие обучающие программы. А в учебном центре ЦППК установлен VR-тренажер для тестирования и обучения сотрудников при приеме на работу и в ходе их переаттестации. В результате эффективность обучения повысилась на 65%.
Технологии дополненной реальности помогают при командном взаимодействии, когда требуется дополнительный контроль. Представьте, ассистент через специальные AR-очки может проследить за действиями оператора, подсказать решения; при этом один человек находится непосредственно на объекте, а другой (эксперт) работает удаленно.
Как уже говорили ранее, VR-технологии открывают широкие перспективы для демонстрации крупногабаритной продукции. Следовательно, это отличное решение для торговых представителей компаний, которые занимаются машиностроением, реализацией сложной производственной техники, авиацией. Не секрет, что все компании, производящие автомобили, успешно применяют VR-технологии, которые помогают решать широкий спектр задач: от анализа эргономики автомобиля перед передачей изделия в производство до тест-драйва готового изделия в виртуальном пространстве. Хороший пример из машиностроения — концерн Boeing. При помощи VR и AR предприятие обучает сотрудников правильно соединять кабели при сборке сложнейших систем самолетов и на 75% сокращает время обучения каждого специалиста.
Представьте, что до того, как отдавать изделие в производство, мы можем с помощью технологий виртуальной реальности визуализировать проект и «прожить» его: перепроверить данные, не тратя лишних средств; улучшить технологические особенности и дизайн; сделать виртуальную выкладку товара и решить, насколько большую партию целесообразно производить, каков будет спрос; можно даже оценить эффективность работы продавцов.
Например, застройщик планирует построить элитный жилой комплекс. С помощью технологии VR он создает его 3D-модель и демонстрирует ее покупателям. Это не просмотр картинок и проектов (подчеркиваем: застройщик еще не построил комплекс, не вложил в него деньги), а настоящая экскурсия по дворам и кварталам, этажам и квартирам с объемными визуальными образами и панорамными 3D-видами. А теперь представьте, что покупатель смотрит макет и разочарованно спрашивает: «А почему здесь расстояние между домами 5 метров? Для меня это не элитное жилье». И для строителя уже очевидно, что нужно изменить в проекте, чтобы на него был ожидаемый им спрос.
В строительстве также широко используется подход BIM (Building Information Modelling), который позволяет в единой среде объединить все данные от уровня чертежа до финансово-экономических обоснований. Любой участник, вовлеченный в этот цикл, — проектировщик, прораб, финансовый контролер, покупатель, заказчик, надзорный орган — сможет увидеть нестыковки и выявить нарушения еще до начала строительства. Особую роль здесь играет возможность ознакомиться с макетом объекта с помощью виртуальной реальности.
Если резюмировать, главный положительный эффект VR-технологий в том, что их применение дает возможность получать сложную информацию в сжатые сроки и в более емкой форме, снижать бизнес-риски, а значит, затраты.
— Есть ли доверие со стороны бизнес-сообщества к этим технологиям? Что влияет на формирование представления о новом инструменте?
— На уровень доверия потребителя в первую очередь влияют профессионализм исполнителя (того, кто предлагает продукт) и экспертиза (того, что предлагает исполнитель). Поэтому просто необходимо, чтобы VR-эксперты обменивались опытом и предлагали рабочие инструменты. На первых этапах мы привлекали западных специалистов, которые практикуют применение VR-технологий. Сейчас смело можно говорить о наличии в нашей стране профессионального экспертного сообщества. Ведет работу Ассоциация технологий виртуальной и дополненной реальности (AVRA), VR Консорциум (крупнейшее объединение ИТ-, медиа- и технологических компаний, имеющее своей целью совместное развитие VR-направления в России и за рубежом. — Прим. ред.), появляются отраслевые мероприятия.
Нарастив собственную экспертизу, необходимо передавать опыт, обучать специалистов. Особенно важны поддержка и подготовка кадров со стороны образовательных учреждений, чтобы новые специалисты могли работать и в компаниях разработчиков, и в отраслевых компаниях, которые применяют цифровые технологии.
Большую пользу несет госпрограмма «Цифровая экономика Российской Федерации», которую Дмитрий Медведев анонсировал в 2017 году. Формируются проектные офисы, аккумулируется экспертиза ключевых игроков рынка, чтобы сделать возможным внедрение наработок в конкретных производствах, на конкретных местах. КРОК стремится включиться, внести свой вклад в развитие виртуальной реальности в рамках экспертного сообщества.
— Как вы оцениваете психологическую готовность бизнес-сообщества к принятию этих технологий?
— В 2017 году мы провели первый в России экспертный опрос руководителей и специалистов крупнейших российских компаний, посвященный востребованности VR-технологий. Результаты прямо указывают на то, что 70% респондентов считают возможным и перспективным применение этих инструментов в своей отрасли или компании, две трети от общей выборки имели опыт использования VR-устройств. Это хорошая тенденция, указывающая на то, что управленцы знают, что конкретно им нужно, следят за развитием современных технологий, обращают внимание на успешные практики. Они готовы к переменам.
— Насколько это доступная технология?
— Технология требует вложений, инвестиций прежде всего в развитие цифровой инфраструктуры компании-клиента. Посчитать окупаемость непросто, поскольку VR-технологии влияют на конверсию, на затраты, связанные с обучением персонала, с регламентом работ, обслуживанием, ремонтом и прочими вещами — в каждой организации своя специфика и задачи. Процесс расчета сложный, многое здесь зависит от того, что ценно для самого клиента, от его целей и ориентиров в бизнесе. Начинать переход к VR стоит с аудита и анализа потребности в этих технологиях. Нашим заказчикам мы помогаем разобраться, нужно ли им на данном этапе бизнеса переходить к VR. И если нужно — то предлагаем дорожную карту проекта и затем переходим к пилотным проектам.
— У нас принято говорить о плюсах новых технологий. А есть ли минусы? О каких рисках обязательно нужно знать пользователям VR-технологий?
— Поскольку эти технологии — составной кросс-технологический продукт и в них нет ничего фантастически нового — те же дисплеи, та же компьютерная графика, программирование, то дополнительного воздействия на человека мы не наблюдаем.
— Какое влияние VR-технологии окажут на рынок персонала? Можно спрогнозировать, как он изменится?
— Многие переживают, что виртуальная реальность заменит экспертов. Уверяем: этого не произойдет, потому что VR, прежде всего, является инструментом для эксперта. Мы начинаем применять что-то более быстрое, более мощное для решения бизнес-задач. Как и всегда, будут востребованы специалисты в обучении, в обслуживании, в проектировании — просто у них появятся новые возможности. Происходит естественное развитие, ведь никто не будет отрицать, что общаться по мобильному телефону удобнее, чем писать письма. Так и с технологиями VR — они позволяют еще более детально обсуждать привычные вопросы.
— Кто все-таки будет управлять VR-технологиями?
— Применению VR-технологий можно обучить каждого, но, чтобы стать профессионалом, нужно время. Ведь азы программирования можно освоить за месяц, однако если им заниматься дольше, то и результат будет лучше. Поэтому управление VR-инструментами и инфраструктурой — это однозначно новая профессия, которая объединит разные знания. Сейчас формируются центры компетенций на базе университетов, которые будут готовить студентов по программам бакалавриата и магистратуры с фокусом на VR- и AR-технологии.
— Александр, видите ли Вы какие-то проблемы, связанные с распространением VR-технологий в компаниях?
— Проникновение любых технологий в бизнес, на наш взгляд, всегда идет через массовый рынок. Что касается VR-инструментов, в повседневной жизни они пока мало используются. Да, шлем виртуальной реальности можно купить в магазине по вполне приемлемой цене — от 6 000 рублей, но нужно понимать, что это будет совсем не тот уровень применения VR-технологий, который мы можем наблюдать в сегменте B2B. Хотя в первую очередь VR — это инструмент для профессионалов, и он требует новой инфраструктуры. На обычных компьютерах без видеокарт его просто невозможно запустить. И если мы хотим применять новые технологии на предприятиях и в компаниях, значит, там должны быть те самые девайсы, беспроводная связь, соответствующие серверы, которые будут распространять информацию между этими девайсами. Это процесс цифровизации, который нужно преодолеть, он технически сложен и требует существенных затрат. Подготовка кадров — еще один значимый сдерживающий фактор, потому что отнимает много времени. Чтобы стать экспертом в определенной технологической сфере, человеку с высшим образованием нужно не менее трех лет нарабатывать компетенции.
— Каких важных тенденций в развитии и применении современных технологий в бизнесе следует ожидать в ближайшее время?
— Стандартизация и унификация различных программных сред — это основные тенденции, которые мы сейчас наблюдаем. Иными словами, рынок стремится к тому, чтобы пользователи VR-инструментов могли приобрести то или иное интерактивное приложение или заказать тот или иной специализированный контент, и он у них воспроизводился бы без искажений и сложностей на любом персональном VR-девайсе.
Многие переживают, что виртуальная реальность заменит экспертов. Уверяем: этого не произойдет, потому что VR, прежде всего, является инструментом для эксперта. Мы начинаем применять что-то более быстрое, более мощное для решения бизнес-задач.
— Дайте, пожалуйста, совет: как понять, нужно ли применять в компании технологии виртуальной реальности?
— Мы стараемся нести экспертную функцию, поскольку не являемся производителем конкретного девайса или программного обеспечения, мы анализируем пользу применения технологии клиентом и разъясняем, что ему даст конкретный продукт или решение.
Но эта экспертиза должна быть двусторонней. Поэтому нужны компетентные специалисты внутри компании-заказчика, которые дадут объективную оценку применению технологий в принципе в конкретном бизнесе. Провести такой анализ в зависимости от поставленной задачи могут производственные департаменты или департаменты, работающие с персоналом, маркетингом, продажами. И внутри каждого подразделения есть функциональный заказчик, способный оценить аспекты, на которые технология повлияет. На основании двух этих позиций и должно приниматься решение об использовании в компании VR-технологий.
Применение VR-технологий сокращает время на восприятие сложной информации; дает возможность получать данные в сжатые сроки и в более емкой форме — в этом и есть их главный положительный эффект.
— Александр, чтобы читателям стал понятнее принцип работы виртуальных технологий, приведите, пожалуйста, реальные примеры.
— Расскажу о нескольких наших проектах.
VR-технологии в продажах
Есть компания «ДеЛаваль», которая занимается производством высокотехнологичного оборудования для молочных ферм. Демоцентр продукции расположен за рубежом. Возникал вопрос, как продвигать оборудование с точки зрения маркетинга, если привезти его на переговоры или выставку невозможно.
Технология VR позволяет всесторонне демонстрировать сложные продукты в простом представлении. Достаточно скачать мобильное приложение для смартфона «ДеЛаваль: дополненная реальность», направить камеру на специальный маркер и наблюдать здесь и сейчас в 3D-формате то, как работает оборудование.
По сути, это виртуальный каталог, который можно взять на встречу к представителю аграрного бизнеса или провести презентацию на выставке с помощью стола виртуальной голографии. Такое решение позволяет сразу нескольким пользователям видеть работу высокотехнологичной фермы в разных режимах и получить комплексный взгляд на умную ферму.
VR-технологии в искусстве
Многие, наверное, слышали о совместном проекте КРОК и Государственного Эрмитажа, когда в Приморской государственной картинной галерее на открытии Дней Эрмитажа во Владивостоке была предоставлена возможность совершить виртуальную экскурсию по залу Юпитера Государственного Эрмитажа. С помощью джойстика зрители могли перемещаться по залу, приближаться к любому экспонату, рассматривать мельчайшие детали, слушать информацию об истории его создания. Посредством технологий виртуальной реальности удалось с высокой точностью передать все детали скульптур и интерьеров.
Проделанная работа показывает, что открываются хорошие перспективы по популяризации, сохранению, реставрации и изучению объектов культурного наследия.
VR-технологии для обучения персонала
Заказчиком выступила крупная газораспределительная компания, в которой работают несколько тысяч сотрудников, выполняющих стандартные операции по проверке и обслуживанию территориально удаленных газораспределительных станций.
У HR-директора есть потребность регулярно проводить аттестацию этих специалистов, чтобы их действия не привели к аварийной ситуации. Прежде всех специалистов приглашали в учебно-тренировочные центры, возникали сложности, чтобы собрать две-три тысячи человек.
Была внедрена система удаленного обучения LMS, которая позволяет контролировать знания специалистов. Для этой системы мы разработали 3D-приложения, которые позволяют сотрудникам, где бы они ни находились, проходить тесты и пользоваться приложениями как вспомогательным материалом, когда они непосредственно проводят ремонт и обслуживание станций. В результате заказчик отметил, что повысились скорость и эффективность работы, прозрачность уровня подготовки персонала и отпала необходимость в командировках в учебный центр для сотрудников из регионов.
Редакция благодарит за участие и помощь в организации интервью менеджера по связям с общественностью Департамента маркетинга компании КРОК Михаила Щеголева.
Беседу провела Татьяна Маркина,
редактор журнала «Искусство управлять»