За не своевременную подачу отчета ЕФС-1 СФР прислал акт о выявленном правонарушении. Возможно ли снизить размер штрафа ввиду незначительности срока (просрочка – 1 день) и неисправности оборудования которое привело к нарушению?
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 и 2.1 ст. 11 (за исключением сведений, предусмотренных подп. 4 п. 2 ст. 11), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
На примерах некоторых судебных решений можно сделать вывод о том, что при признании подтвержденным факта совершения организацией правонарушения - сдачи формы ЕФС-1 позже установленного срока - суды установили наличие обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, и существенно снизили размеры штрафа. Смягчающими обстоятельствами были признаны:
- устранение правонарушения;
- совершение правонарушения впервые;
- отсутствие наступления негативных последствий;
- признание вины;
- формальный характер состава правонарушения;
- отсутствие умысла на уклонение от представления сведений и на совершение нарушения;
- технический сбой и незначительный период просрочки (1 день).
Как правило, СФР при вынесении решения о наложении штрафа не учитывает наличие смягчающих обстоятельств. Если организация нарушит сроки представления сведений по форме ЕФС-1, то штрафы будут применены в полном размере, а уменьшить их может только суд.
Обоснование
Бюджетное учреждение заключило 1 февраля 2023 г. гражданско-правовые договоры с 71 лицом. В результате сбоя в работе государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учета" (далее - ГИС ЕИАСБУ) учреждению не удалось представить сведения по форме ЕФС-1 в установленный срок (2 февраля 2023 г.). Сведения были поданы только 3 февраля 2023 г.
Обнаружив данный факт, отделение СФР вынесло решение о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 35 500 руб. (из расчета по 500 руб. за одно застрахованное лицо).
Учреждение посчитало, что вынесенное решение нарушает его права и законные интересы и обратилось в суд с требованием признать решение недействительным.
В свою очередь, отделение СФР обратилось со встречным заявлением о взыскании с учреждения 35 500 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений в системе обязательного пенсионного страхования.
Решение судов
Суды трех инстанций в признании решения незаконным отказали, однако снизили размер штрафных санкций до 10 000 руб. Они указали, что причиной несвоевременного представления учреждением формы ЕФС-1 послужил тот факт, что в период с 1 по 2 февраля 2023 г. ГИС ЕИАСБУ была недоступна в связи с аппаратным сбоем в работе системы, что подтверждается представленными скриншотами электронной почты, а также письмом Комитета финансов города. Однако указанные обстоятельства не могут быть признаны обстоятельствами, исключающими вину учреждения в совершении правонарушения, поскольку не отвечают признакам объективности и непредвиденности. Нарушение работы компьютерного обеспечения относится к организационным вопросам хозяйствующего субъекта, в связи с чем не может признаваться основанием для освобождения от ответственности за совершение правонарушения.
Таким образом, имело место непредставление учреждением в установленный срок сведений о трудовой (иной) деятельности в отношении 71 застрахованного лица, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Суды учли, что размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Принимая во внимание характер совершенного учреждением правонарушения и степень общественной опасности совершенного им деяния, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, а также учитывая отсутствие негативных последствий для отделения СФР, незначительный период просрочки (1 день), суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для снижения размера примененной в отношении учреждения санкции до 10 000 руб.
Отметим, что в данном случае технический сбой имел место на стороне учреждения. Если же технический сбой происходит на стороне фонда, суды отказывают в применении штрафных санкций к компании за несвоевременную сдачу ЕФС-1. Так, АС Московского округа в постановлении от 22.02.2024 N Ф05-36047/2023 по делу N А40-175408/2023 рассмотрел похожую ситуацию, когда компания была привлечена к ответственности за несвоевременное представление в СФР сведений по форме ЕФС-1. Суд установил, что первоначально отчет ЕФС-1 был направлен компанией в установленный срок, но не был принят фондом из-за ошибки в работе сертификата СФР. Технические проблемы с расшифровкой сведений на стороне СФР возникли по причине того, что СФР не уведомил операторов о предстоящей смене сертификата шифрования. Таким образом, срок представления отчета по форме ЕФС-1 нарушен не по вине компании, а из-за технического сбоя со стороны фонда, то есть по независящим от компании причинам. В связи с этим к компании необоснованно были применены штрафные санкции за представление ЕФС-1 с нарушением установленного срока.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2025 N Ф09-528/25 по делу N А71-6968/2024
Фонд пенсионного и социального страхования РФ начислил штраф за несвоевременное представление отчетности по страховым взносам по форме ЕФС-1. Суд снизил величину штрафа в 10 раз, принимая во внимание следующие смягчающие ответственность обстоятельства: незначительный пропуск срока предоставления отчетности (1 день), признание страхователем своей вины, отсутствие причинения вреда государственным и общественным интересам.