ЭЛКОД: Прошел аукцион на поставку офисных кресел (применяется преимущество по ПП 1875).

Мы московское ГБУ. Прошел аукцион на поставку офисных кресел (применяется преимущество по ПП 1875). В аукционе участвовали 2 поставщика - у одного в заявке продекларирован товар полностью России, у второго продекларирован товар России и Китая. В аукционе победил второй поставщик (Россия + Китай). Означает ли это, что мы должны оценивать заявку второго поставщика с 15%ым снижением? Достаточно ли декларирования участником страны производства товара в заявке для предоставления преимущества?

Преимущество установлено для всех товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), в отношении которых нет запрета или ограничения. Учитывайте следующее (п. 3 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ):

  • при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок (окончательных предложений) ценовое предложение снижается на 15% или увеличивается на 15% (в случае подачи предложения о размере платы за заключение договора), если участник предлагает товар только российского происхождения.

Договор с таким участником заключается по цене без учета снижения либо увеличения его ценового предложения;

  • если договор предусматривает поставку товара российского происхождения, не допускается его замена на товар иностранного происхождения.

В данном случае, подтверждением страны происхождения   является ее указание в заявке участника закупки согласно ОКСМ (пп. "з" п. 3 Постановления N 1875). То есть полагаем, что участнику достаточно задекларировать страну (РФ) в заявке. Данный вывод также подтверждает Решение Хабаровского УФАС России от 05.02.2025 N 7-1/23 по делу N 027/06/105-182/2025.

Обоснование

«…Таким образом, при установлении в извещении о закупке преимущества, участникам закупки не требуется подтверждение страны происхождения товара путем предоставления номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции.»


Решение Хабаровского УФАС России от 05.02.2025 N 7-1/23 по делу N 027/06/105-182/2025 Нарушение: п. 6 ч. 12 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. {КонсультантПлюс}
 

Подтверждением страны происхождения товара по общему правилу можно считать ее указание в заявке участника закупки. Несмотря на то что данное правило закреплено только для закупок по Закону N 44-ФЗ, его целесообразно применять и к закупкам по Закону N 223-ФЗ (пп. "з" п. 3 Постановления N 1875, п. 7.3 Информационного письма Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697). Закон N 223-ФЗ не ограничивает вас в праве установить в документах по закупке требование о предоставлении в заявках наименования страны происхождения товаров в соответствии с ОКСМ (Письмо Минфина России от 08.06.2023 N 24-07-09/53177).


Готовое решение: Какой установлен порядок указания страны происхождения товара при закупках по Закону N 223-ФЗ (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
 

1.3. Какие правила применяются при установлении преимущества для товаров российского происхождения

Преимущество установлено для всех товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), в отношении которых нет запрета или ограничения. Учитывайте следующее (п. 3 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ):

  • при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок (окончательных предложений) ценовое предложение снижается на 15% или увеличивается на 15% (в случае подачи предложения о размере платы за заключение договора), если участник предлагает товар только российского происхождения.

Договор с таким участником заключается по цене без учета снижения либо увеличения его ценового предложения;

  • если договор предусматривает поставку товара российского происхождения, не допускается его замена на товар иностранного происхождения.

Преимущество применяйте, только если среди допущенных заявок есть хотя бы одна с предложением поставить товар иностранного происхождения. Применяйте преференцию в отношении всех товаров, являющихся предметом закупки, - тех, для которых преимущество установлено, и тех, закупки которых запрещены или ограничены (пп. "б", "в" п. 4 Постановления N 1875).

Предоставлять преимущество российским товарам нужно и тогда, когда только часть товаров из предмета закупки (лота) отсутствует в Приложениях N N 1 и 2 к Постановлению N 1875. В этом случае при закупке целесообразно рассматривать предложения участников сначала - на предмет соблюдения запрета и ограничения поставки иностранных товаров, а затем - на предмет наличия условий для предоставления преимущества российским товарам (пп. "б" п. 4 названного Постановления, п. п. 5.2, 6.1 Информационного письма Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697).


Готовое решение: Какие преференции предоставляются участникам закупок по Закону N 223-ФЗ (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
 

Клиентский опыт

В дополнение к основному ответу мы хотели бы поделиться с Вами Клиентским опытом решения похожих задач. Вы можете ознакомиться с эффективной последовательностью действий в КонсультантПлюс по теме Вашего запроса в документе: «Оптимизация работы специалиста по закупкам (44-ФЗ и 223-ФЗ) ».

 

Готовое решение: Какие преференции предоставляются участникам закупок по Закону N 223-ФЗ (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

Готовое решение: Какой установлен порядок указания страны происхождения товара при закупках по Закону N 223-ФЗ (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

Решение Хабаровского УФАС России от 05.02.2025 N 7-1/23 по делу N 027/06/105-182/2025 Нарушение: п. 6 ч. 12 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. {КонсультантПлюс}

 

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»