Основное средство готово к эксплуатации, но по определенным причинам не введено в эксплуатацию. Расходы по его содержанию можно относить на первоначальную стоимость или же признавать как расходы текущие и относить на счета учета затрат?
В налоговом и бухгалтерском учете все затраты на строительство ОС включают в его первоначальную стоимость.
Если затраты связаны со строительством (приобретением) объекта ОС, в том числе на обслуживание, то в бухучете они являются капитальными вложениями (пп. "б" п. 5 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", утвержденного Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н) и формируют первоначальную стоимость ОС. Такие затраты учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Для признания актива объектом ОС необходимо, чтобы он был пригоден к использованию в запланированных целях и характеризовался одновременно следующими признаками, установленными п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденного Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н. Затраты на облуживание зданий, введенных в состав ОС, не включаются в первоначальную стоимость таких объектов, а учитываются отдельно. Полагаем такие расходы возможно учитывать на счетах затрат в зависимости от назначения (сч. 20, 26, 44 и т.д.), например в управленческих расходах.
В налоговом учете все затраты на (приобретение) строительство ОС включают в его первоначальную стоимость. Затраты по обслуживанию ОС, не связанные с его созданием, приобретением, строительством первоначальную стоимость не изменяют, а учитываются отдельно в зависимости от их направленности.
Таким образом, по нашему мнению, расходы по обслуживанию комплекса объектов, которые непосредственно связаны со строительством (созданием) объекта основных средств, являются капитальными вложениями в бухгалтерском и налоговом учете.
Специального порядка учета общей суммы затрат на обслуживание зданий, часть которых является ОС, а часть которых относится к незавершенному строительству, не установлено. При этом методику распределения общей суммы расходов на обслуживание, которая относится к нескольким объектам (и ОС, и незавершенных строительством объектам) между этими объектами, организация разрабатывает самостоятельно. Базой для распределения таких расходов по нашему мнению может являться количество объектов ОС, площадь объектов и т.д.
Официальных разъяснений по рассматриваемой ситуации не найдено.
В случае возникновения уточняющих вопросов просьба с нами связаться (контакты указаны в конце письма) или указать актуальный номер и удобное время для связи с Вами.
Обоснование
Управленческие расходы относятся к деятельности компании в целом. Например, амортизация здания офиса или плата за его аренду, зарплата руководства, бухгалтерии, юристов, расходы на связь. Управленческие расходы называют также общехозяйственными. Их учитывают на счете 26, а в конце месяца полностью списывают на счет 90. Для этого открывают либо субконто "управленческие расходы" к счету 90.02, либо отдельный субсчет 90.08.
Учет общехозяйственных расходов на счете 26 Д 26 - К 02 (10, 60, 76, 70, 69) - учтены общехозяйственные расходы Д 90.02 (90.08) - К 26 - списаны общехозяйственные расходы |