Нужно ли вести воинский учет на генерального директора, который является единственным участником общества, если он находится в отпуске за свой счет и он всего лишь один единственный сотрудник. Или в случае, если генеральный директор - единственный учредитель компании и с ним не заключен трудовой договор.
Главное
1.Все организации обязаны вести воинский учет своих сотрудников (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ). Исключений для ситуации когда единственный работник находится в отпуске без сохранения заработной платы нет.
2.Есть мнение, что если с единственным учредителем не заключен трудовой договор, то вести воинский учет в отношении него не нужно. На наш взгляд, безопаснее вести воинский учет и в данном случае.
Обоснование
Все организации обязаны вести воинский учет своих сотрудников (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).
Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, - это комплекс мероприятий, реализуемых руководителями, другими должностными лицами организаций (п. 17 Методических рекомендаций):
- по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях;
- проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время;
- оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания, в том числе содействия в обеспечении своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части.
Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; далее - Положение о воинском учете):
1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане (п. 15 Положения о воинском учете):
1) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности;
2) проходящие военную службу;
3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
5) постоянно проживающие за пределами РФ;
6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.
Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий (п. 16 Положения о воинском учете).
На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами госвласти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также те, кто проходит службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы и органах принудительного исполнения РФ на должностях рядового и начальствующего состава (абз. 2 п. 16 Положения о воинском учете).
Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.
При выявлении граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций должны (абз. 4 - 6 п. 1 ст. 4, п. 11 ст. 8.1 Закона о воинской обязанности):
- направлять в течение трех рабочих дней в военные комиссариаты сведения о таких случаях. Норма предусматривает, что передать их можно, например, через портал госуслуг. Но пока правила для этого не установлены;
- вручать таким гражданам направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет согласно абз. 1 и 3 п. 2 ст. 8 Закона о воинской обязанности;
- направлять (в том числе через портал госуслуг) необходимые для ведения воинского учета сведения о таких гражданах при их изменении. Срок - в течение пяти дней со дня изменения информации. Порядок направления сведений установит Правительство РФ;
- представлять сведения, необходимые для ведения воинского учета, о таких гражданах в двухнедельный срок со дня получения запроса военного комиссариата. Иное может устанавливать Закон о воинской обязанности. Запрос составляется в бумажной и (или) электронной форме.
Путеводитель по кадровым вопросам. Воинский учет в организации {КонсультантПлюс}
Согласно п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники); граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные).
В соответствии с пп. "а" п. 32 Положения в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в учетных документах, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).
Таким образом, если учредитель является работником организации на основании трудового договора, то сведения о нем организация обязана направить в военкомат.
Необходимо учесть, что, по мнению Роструда, на отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется. Единственный участник общества в данной ситуации должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа - директора, генерального директора, президента и т.д. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового (Письмо Роструда от 06.03.2013 N 177-6-1).
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя, в случае когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ч. 3 ст. 16 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица относятся к работающим лицам (Письмо ПФР от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856).
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что, если учредители - физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то сведения о них следует направлять в военкомат. Если учредители - физические лица не состоят с организацией в трудовых отношениях, то обязанность представлять сведения отсутствует.
Обратите внимание
С чего и как начать воинский учет
Поставьте организацию на воинский учет в территориальном военном комиссариате или органе местного самоуправления:
- Подготовьте приказ об организации ведения воинского учета, в котором пропишите ответственное лицо.
- Согласуйте ответственного в военном комиссариате. Для этого лично придите в районный военный комиссариат вместе с приказом и планом работы по ведению воинского учета на год. Форма плана работ — это приложение № 17 к Методическим рекомендациям генерального штаба.
Если организация впервые обращается в военный комиссариат, уточните контактные данные председателя районной комиссии в управе или администрации административного субъекта, где зарегистрировано юрлицо. Для председателя районной комиссии надо будет предоставить карточку по форме 18.
В Приложении к ответу Вы найдете:
- Вопрос Должна ли организация уведомить военкомат о военнооб.docx
- Вопрос Какую отчетность, связанную с ведением воинского уче.docx
- Общий воинский учет.docx
- Проект Федерального закона N 637094-7 О внесении изменений.docx
- Путеводитель по кадровым вопросам_ Воинский учет в организац.docx
- Статья Организация воинского учета Шадрина Т_В_ Оплата.docx
- таблица изменений КоАП.docx
- Типовая ситуация Воинский учет как вести и отчитываться И.docx
- Вопрос Должна ли организация уведомить военкомат о военнооб.docx
- Вопрос Какую отчетность, связанную с ведением воинского уче.docx
- Общий воинский учет.docx
- Проект Федерального закона N 637094-7 О внесении изменений.docx
- Путеводитель по кадровым вопросам_ Воинский учет в организац.docx
- Статья Организация воинского учета Шадрина Т_В_ Оплата.docx
- таблица изменений КоАП.docx
- Типовая ситуация Воинский учет как вести и отчитываться И.doc