Наша компания (ООО РФ) приняла решение оказать единовременную безвозвратную финансовую помощь материнской компании (Резидент Ирландии). Возможно ли это и какие налоговые последствия?
Главное:
Безвозмездная передача денежных средств не облагается НДС, поскольку такая операция не является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 3 ст. 39, п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.04.2011 N 03-07-11/87).
Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, которые связаны с такой передачей, по общему правилу нельзя учесть при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).
В силу норм Соглашения доходы резидента Ирландии от безвозмездного получения денежных средств от дочерней организации облагаются налогом на прибыль только в Ирландии.
В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Помимо этого, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров РФ подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Следовательно, при получении документов подтверждающих резидентство в Ирландии и фактическое право на получение дохода, российская организация не будет являться налоговым агентом по налогу на прибыль.
Отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей (иностранной валюты), валюты Российской Федерации на законных основаниях является валютной операцией.
Безвозмездную финансовую помощь можно оказать несколькими способами. Например, путём дарения валюты. Законодательством не установлен запрет на дарение денежных средств, если одной из сторон этой сделки является нерезидент. Однако именно в данном случае дарение валюты в качестве безвозмездной финансовой помощи невозможно, поскольку в дарение отношениях между коммерческими организациями запрещено.
Также согласно позиции Банка России, перечисления денежных средств от материнской компании дочерней (включая материальную помощь) и наоборот рассматриваются как инвестиционная деятельность и к безвозмездным перечислениям не относятся. Таким образом, полагаем, осуществление именно безвозмездной (безвозвратной) финансовой помощи не представляется возможным.
Полагаем, в данном случае возможна конструкция договора займа, но в таком случае необходимо выполнить условие о репатриации денежных средств. Кроме того, в настоящее время валютные операции, связанные с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа могут осуществляться только на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций) (пп. "б" п. 1 Указа Президента РФ N 81).
Вместе с тем, рекомендуем уточнять возможность осуществления валютных переводов непосредственно в уполномоченном банке.
Обоснование:
Безвозмездная передача денежных средств не облагается НДС, поскольку такая операция не является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 3 ст. 39, п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.04.2011 N 03-07-11/87).
Налог на прибыль
Как учесть безвозмездную передачу для целей налога на прибыль
Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, которые связаны с такой передачей, по общему правилу нельзя учесть при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Исключение составляет безвозмездная передача имущества (в том числе денежных средств или имущественных прав), которое (пп. 19.5 - 19.7 п. 1 ст. 265, п. 34 ст. 270 НК РФ):
- предназначено для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса. Важное условие - оно должно передаваться некоммерческим медицинским организациям, органам госвласти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям. Минфин России подчеркивает, что такое имущество должно быть предназначено для использования по прямому назначению для указанных целей (Письмо от 27.08.2020 N 03-03-07/75251);
- передается определенному кругу некоммерческих организаций. Такие расходы можно учесть в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой по ст. 249 НК РФ. При этом НКО (за исключением ряда религиозных организаций), которой передается имущество (денежные средства), должна быть включена в реестр СОНКО.
Если вы передали имущество (денежные средства) иному лицу (например, благотворительному фонду), которое перенаправило полученное некоммерческой организации, то такие расходы не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли (Письмо ФНС России от 04.02.2021 N СД-4-3/1247@);
- передается в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращается в рамках концессионного соглашения). Расходы в части остаточной стоимости амортизируемого имущества можно учесть, если они профинансированы за счет средств субсидий, полученных на его приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию или техперевооружение (приобретение имущественных прав). Их учитывают в размере, не превышающем величину доходов, которые признаются в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (Письмо Минфина России от 12.05.2021 N 03-03-06/1/36025).
Налоговый агент по налогу на прибыль
Иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории РФ, признаются полученные от источников в РФ доходы, которые определяются в соответствии со ст. 309 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 246, п. 3 ч. 2 ст. 247 НК РФ).
При получении иностранной организацией доходов, не связанных с предпринимательской деятельностью в РФ через постоянное представительство, обязанность по исчислению и уплате налогов возлагается на налогового агента, которым признается, в частности, российская организация, выплачивающая такие доходы (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК РФ). Налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет налог независимо от формы, в которой такой доход был выплачен (в том числе, если доход бы выплачен в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации) (п. 4 ст. 286, п. п. 1.1, 3 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Перечень указанных доходов установлен п. 1 ст. 309 НК РФ и является открытым, поскольку содержит "иные аналогичные доходы" (пп. 10), то есть доходы иностранной организации, также не связанные с предпринимательской деятельностью на территории РФ ("пассивные" виды доходов) (Письма Минфина России от 17.07.2015 N 03-08-05/41253, от 23.06.2014 N 03-00-08/2/29954).
Аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, указанных в пп. 1 - 9.1 п. 1 ст. 309 НК РФ, а в том, что они относятся к доходам от источников в РФ, не связанным с деятельностью иностранной организации, в том числе через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в п. 2 ст. 309 НК РФ как не относящихся к доходам от источников в РФ (Письма Минфина России от 05.06.2019 N 03-08-05/40874, от 30.04.2019 N 03-08-05/32197, от 13.01.2015 N 03-08-05/69442).
Верховный Суд РФ указывает на то, что безвозмездно полученные денежные средства являются пассивным доходом иностранной организации, который подлежит налогообложению в РФ (Определения Верховного Суда РФ от 21.11.2018 N 276-ПЭК18 по делу N А50-16961/2017, Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.09.2018 по делу N 309-КГ18-6366, А50-16961/2017, п. 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, п. 4 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2018 года по вопросам налогообложения, а также по вопросам применения норм процессуального права).
На позицию Верховного Суда РФ неоднократно обращала внимание и ФНС России (Информация ФНС России "О налогообложении денежных средств, выведенных за рубеж", Приложение к Письму ФНС России от 06.05.2019 N СА-4-7/8448@ "Обзор судебных споров по вопросам применения положений международных налоговых договоров и злоупотребления законодательством при трансграничных операциях").
Ранее данная позиция в отношении безвозмездно полученных от источников в РФ доходов была приведена в Письме ФНС России от 15.09.2015 N ГД-4-3/16242@.
Пунктом 1 ст. 7 НК РФ установлен приоритет в применении международных договоров РФ над правилами и нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Соответственно, доходы иностранной организации в виде безвозмездно перечисленных денежных средств (полученного имущества) подлежат налогообложению на территории РФ, в случае если иное не предусмотрено соответствующим международным договором. При этом Верховный Суд РФ и ФНС России указывают, что налогообложению такого дохода отвечает ст. 21 (22) "Другие доходы" соответствующего договора (виды доходов, о которых не говорится в предыдущих статьях).
Между Правительством РФ и Правительством Ирландии заключено Соглашение от 29.04.1994 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" (далее - Соглашение).
В силу п. 1 ст. 22 Соглашения ("Другие доходы") виды доходов лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения, облагаются налогами только в этом Договаривающемся Государстве, независимо от того, где возникает доход.
Учитывая изложенное, в силу норм Соглашения доходы резидента Ирландии от безвозмездного получения денежных средств от дочерней организации облагаются налогом на прибыль только в Ирландии.
В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Помимо этого, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров РФ подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Представление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
Отметим, что в НК РФ отсутствует перечень конкретных документов, необходимых для определения фактического получателя дохода.
Контролирующие органы дают лишь примерный перечень таких документов, одновременно информируя, что проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном НК РФ (см., н-р, Письма Минфина РФ от 01.12.2020 N 03-08-05/104776, от 09.04.2020 N 03-08-05/28323 и др.).
Данный вывод свидетельствует о том, что, несмотря на представление иностранным контрагентом подтверждения фактического права на доход, вопрос признания иностранной компании бенефициарным собственником в любом случае будет рассматриваться налоговым органом (и судом при возникновении спора) по существу.
В этой связи следует подчеркнуть, что для применения к рассматриваемой сделке Соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и Ирландией ирландская компания, помимо представления письма (заверения) о наличии права на доход, должна соответствовать критериям фактического получателя доходов.
В силу п. 2 ст. 7 НК РФ лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу прямого или косвенного участия в организации, контроля над организацией либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией.
Лицом, имеющим фактическое право на доходы, также признается лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией, указанной в абзаце первом п. 2 ст. 7 НК РФ, или непосредственно таким иным лицом.
При этом иностранное лицо не признается фактическим получателем дохода, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в РФ не имело бы права на применение льгот или освобождений, предусмотренных налоговым соглашением.
Контролирующие органы подчеркивают, что для признания лица в качестве фактического получателя дохода необходимо не только наличие правовых оснований для получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу (см. Письма Минфина РФ от 24.07.2018 N 03-08-05/51824, от 17.03.2017 N 03-08-05/15450, от 19.12.2016 N 03-08-05/75998, от 30.11.2016 N 03-08-05/70917, Письма ФНС РФ от 17.05.2017 N СА-4-7/9270@, от 28.04.2018 N СА-4-9/8285 и др.).
Подходы налоговых органов к установлению фактического получателя дохода поддерживаются и судами.
Например, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 16.07.2018 N Ф09-3559/18 по делу N А50-29761/2017 (ООО "Нефтьсервисхолдинг") Компания (ПФИГ НСХ Кипр (компания), которой были перечислены дивиденды от ООО "Нефтьсервисхолдинг" (налогоплательщик) была квалифицирована налоговым органом как "техническая компания" по следующим основаниям:
- основным видом деятельности компании являлось владение инвестиционной собственностью;
- у нее отсутствовали работники;
- руководители компании являются "массовыми руководителями";
- более 99% выручки компании составляли дивиденды, полученные от ООО "Нефтьсервисхолдинг;
- все поступления на расчетный счет производятся от ООО "Нефтьсервисхолдинг" и от одного из учредителей с долей 80%, зарегистрированного на Британских Виргинских островах;
- доказательств получения заемных денежных средств Компанией ПФИГ НСХ Кипр от иных независимых лиц материалы дела не содержат;
- каждый транш дивидендов был транзитом перечислен на выплату займов и дивидендов учредителям, зарегистрированным на Британских Виргинских островах (в том числе компании PFIG Overseas Invest Holding Limited).
Суд пришел к следующим выводам:
- компания ПФИГ НСХ Кипр реальную деятельность не осуществляет, полученными в качестве дивидендов денежными средствами не распоряжается и не определяет их дальнейшую судьбу, а перенаправляет их далее своим акционерам, которые не являются резидентами Республики Кипр;
- инвестиционная деятельность компании ПФИГ НСХ Кипр существенно ограничена, решения по привлечению денежных средств, а также решения по распределению дивидендов (погашению предоставленных займов) принимали акционеры;
- в качестве фактических получателей дохода по выплаченным дивидендам были установлены учредители, зарегистрированные на Британских Виргинских островах (в том числе компания PFIG Overseas Invest Holding Limited), не имеющих соглашения об избежании двойного налогообложения с РФ.
В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2016 по делу N А40-113217/2016 (ПАО "Северсталь") (оставлено в силе Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 N 09АП-63463/2016) суд пришел к выводу, что основной функцией иностранных компаний являлось обеспечение благоприятного налогового режима распределения прибыли общества при ее выведении в офшорные зоны путем применения льготной ставки налогообложения дивидендов.
При этом судом было установлено следующее:
- фактически все полученные иностранными организациями дивиденды практически в полном объеме направлялись в адрес иностранных компаний, зарегистрированных в юрисдикции Британских Виргинских островов;
- иностранные получатели дивидендов не обладали имуществом или иными предпринимательскими активами, кроме акций заявителя. Доходы иностранных организаций на 99% состоят из дивидендов, получаемых по акциям общества;
- компании - получатели дохода были существенно ограничены в правах распоряжения единственным финансовым активом - акциями заявителя;
- принять решение о реализации акций могли только собственники иностранных компаний - резиденты Британских Виргинских островов;
- компании - получатели дивидендов не имели нормальных инструментов для ведения предпринимательской деятельности и существуют преимущественно с целью владения акциями заявителя;
- реальной прибыли от осуществления какой-либо деятельности иностранные компании не получали, поскольку никакую деятельность, за исключением выплаты дивидендов своим акционерам, не осуществляли;
- иностранные компании - получатели дохода не имели иного движимого и недвижимого имущества, кроме акций и глобальных депозитарных расписок заявителя;
- компании не уплачивали налоги на территории Кипра, связанные с ведением предпринимательской деятельности.
В другом деле (ООО "Русджам", Определение ВС РФ от 25.04.2019 N 301-ЭС19-2319 по делу N А11-9880/2016) налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик необоснованно применил пониженную ставку, поскольку Anadolu Cam Investment B. V. (Нидерланды) и EL & EL LTD (Соединенное королевство) не могут рассматриваться в качестве фактических получателей дивидендов, поскольку:
- компания Anadolu Cam Investment B. V. не обладало самостоятельностью при принятии управленческих решений в рамках хозяйственной деятельности. Такие неотъемлемые элементы управления, как организация и контроль, принадлежали резидентам Турецкой Республики;
- компания Anadolu Cam Investment B. V. действует в качестве промежуточной холдинговой и инвестиционной компании. Акционерами являются турецкая компания ANADOLU CAM SANAYII AS (75,925%, то есть фактический получатель дохода) и Люксембургская компания SUDEL INVEST SARL (24,075%);
- конечным акционером является турецкая компания TURKIYE SISE VE CAM FABRIKALARI SA (то есть фактический получатель дохода), которая входит в группу Sisecam;
- среднесписочная численность сотрудников компания Anadolu Cam Investment B. V. составляет - 0 человек, отсутствуют основные средства;
- единственным доходом компании являются дивиденды от ООО "Русджам";
- все суммы поступивших от ООО "Русджам" дивидендов в течение нескольких дней перечислялись на счета компаний ANADOLU CAM SANAYII A. S., Sudel Invest S. A. R. L. и Mosimmobilia Immobiliengesellschaft mbH;
- само по себе представленное ООО "Русджам" письмо Anadoly Cam Investment B. V. об отсутствии обязательств перед третьими лицами перечислить суммы полученных от ООО "Русджам" дивидендов с учетом иных имеющихся в материалах дела доказательств не подтверждает, что данная компания является фактическим собственником дохода;
- на корпоративном сайте холдинга Sisecam отсутствует информация о вхождении в него как Anadoly Cam Investment B. V., так и Sudel Invest S. a. r. l. (Люксембург) и Mosimmobilia Immobilien GMbH (Австрия), что также подтверждает их создание лишь с целью применения пониженной ставки налога.
Суд сделал вывод, что фактическим получателем дохода являются турецкие компании ANADOLU CAM SANAYII A. S. и TURKIYE SISE VE CAM FABRIKALARI A. S.
В целом судебная практика рассмотрения подобной категории споров и применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход, обобщена в Письме ФНС РФ от 06.05.2019 N СА-4-7/8448@ "Обзор судебных споров по вопросам применения положений международных налоговых договоров и злоупотребления законодательством при трансграничных операциях", а также в Письме ФНС РФ от 28.04.2018 N СА-4-9/8285 "О практике рассмотрения споров по применению концепции лица, имеющего фактическое право на доход (бенефициарного собственника)".
Соответственно, для понимания того, имеет ли ирландская компания фактическое право на получение дохода, Обществу необходимо как минимум проанализировать деятельность контрагента, в том числе на предмет выполняемых ею функций и рисков, возможности самостоятельного осуществления деятельности и возможности определения "экономической судьбы" получаемых доходов.
Кроме того, установление факта наличия или отсутствия у лица фактического права на доход во многом основано на получении от иностранных юрисдикций дополнительной информации о движении денежных средств между компаниями группы, а также отчетности компаний. В качестве доказательств, подтверждающих, что получатель доходов не был реальным бенефициаром полученного дохода, налоговыми органами и судами признаются также коммерческие базы данных, открытые реестры иностранных компаний, информация из общедоступных источников.
Следует признать, что современные средства взаимодействия налоговых служб всего мира позволяют им приводить в налоговых спорах доводы и доказательства, выходящие далеко за рамки "общедоступной информации".
Так, в п. 1 ст. 25 Соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и Ирландией ("Обмен информацией") прямо сказано, что:
"Компетентные органы Договаривающихся Государств обмениваются информацией, необходимой для выполнения положений настоящего Соглашения или внутреннего законодательства Договаривающихся Государств, касающихся налогов, на которые распространяется Соглашение...
Любая полученная информация будет считаться конфиденциальной так же, как и информация, полученная по внутреннему законодательству этого Государства, и будет раскрыта только лицам или органам (включая суды и административные органы), связанным с определением, взиманием, принудительным взысканием или исполнением решений в отношении налогов, на которые распространяется Соглашение..."
Также отметим, что с 2015 г. в России действует Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (заключена в г. Страсбурге 25.01.1988), предполагающая обмен информацией по запросу касательно отдельных лиц или операций.
Суды при разрешении налоговых споров также активно используют информацию, полученную от компетентных органов иностранных государств, признавая отсутствие у иностранного получателя дохода права на распоряжение им (см., н-р, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу N А56-55290/2014 (в кассационной инстанции не обжаловалось), Постановление Второго Арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по делу N А29-6805/2015 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2016 N Ф01-3838/2016), Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2016 N Ф05-14331/2016 по делу N А40-241361/15, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.05.2016 по делу N А40-116746/2015 и др.).
В дополнение к вышеизложенному следует принимать во внимание, что с 01.01.2021 в отношении российских соглашений об избежании двойного налогообложения применяется Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (заключена в г. Париже 24.11.2016, далее - Конвенция MLI).
Данная Конвенция ратифицирована также и Ирландией.
Ключевыми для Конвенции MLI являются положения об ограничении льгот, которые предусмотрены соглашениями об избежании двойного налогообложения, а именно освобождений от налога, удерживаемого у источника выплаты, и сниженных ставок налога в отношении облагаемых выплат.
Россия выбрала два предусмотренных Конвенцией MLI механизма ограничения льгот:
- тест основной цели;
- упрощенное ограничение льгот - требование о соответствии получателя дохода жестким, формально определенным критериям.
При этом правило упрощенного ограничения льгот применяется только при выборе обеими сторонами.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОЭСР <5>, к Соглашению между РФ и Ирландией не будут применяться положения об упрощенном ограничении льгот (п. п. 6, 7 ст. 7 Конвенции MLI).
<5> http://www.oecd.org/tax/treaties/mli-matching-database.htm.
Однако на соглашение будет распространяться тест основной цели (п. 1 ст. 7 Конвенции MLI): льгота по соглашению не будет предоставляться, если применение льготы было основной или одной из основных целей сделки (совокупности сделок).
Таким образом, если налоговым органом будет доказано, что одной из целей применения соглашения было уклонение от налогообложения дохода ирландского арендодателя в РФ, в применении соответствующего освобождения будет отказано.
Учитывая вышеизложенное, мы не можем исключить риски возникновения неблагоприятных налоговых последствий для Общества в связи с заключением рассматриваемого договора аренды ВС и применением международного договора в части освобождения дохода арендодателя от российского налога на прибыль, поскольку не располагаем достаточной информацией для оценки фактического права на доход у иностранного арендодателя.
При этом полагаем, что упоминание в договоре Предыдущих Промежуточных Арендодателей - офшорных компаний само по себе не увеличивает данный риск при соответствии арендодателя критериям фактического получателя дохода.
Законодательно установлен следующий перечень валютных операций:
9) валютные операции:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;
ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
(пп. "ж" введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)
з) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
(пп. "з" введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)
и) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
(пп. "и" введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)
Вместе с тем, по общему правилу, при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить возврат валюты РФ/ иностранной валюты (ст. 19, ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" ).
Законодательством не установлен запрет на дарение денежных средств, если одной из сторон этой сделки является нерезидент. Однако в данном случае дарение валюты в качестве безвозмездной финансовой помощи невозможно, поскольку в дарение отношениях между коммерческими организациями запрещено. (ст. 575, ГК РФ).
Перечисления денежных средств от материнской компании дочерней (включая материальную помощь) и наоборот рассматриваются как инвестиционная деятельность и к грантам и прочим безвозмездным перечислениям не относятся. "Комментарии к Порядку составления отчетности по формам N 402 "Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, предоставление услуг, результатов интеллектуальной деятельности и операции неторгового характера", N 405 "Сведения о расчетах по операциям с ценными бумагами, совершенных между резидентами и нерезидентами" и N 407 "Сведения о денежных переводах физических лиц из Российской Федерации и переводы в Российскую Федерацию в пользу физических лиц" (утв. Банком России) {КонсультантПлюс}