На какое количество военнообязанных выделяется отдельный специалист? Какие штрафы предусмотрены за неведение и непредоставление данных? Какие риски репутационного характера?

Число работников, которые осуществляют воинский учет в организациях, определяется исходя из следующих нормативов, установленных п. 12 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение о воинском учете).

Число работников, которые занимаются воинским учетом, зависит от количества сотрудников, состоящих на учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Так, для учета менее 500 человек нужно выделить одного работника, который будет выполнять обязанности в рамках воинского учета по совместительству. Если на учете состоит 500 - 2000 человек, для ведения учета понадобится один работник, освобожденный от других обязанностей. А учет 2000 - 4000 человек потребует выделения двух таких работников, которые станут отдельным подразделением - военно-учетный стол. Если военнообязанных еще больше, то на каждые последующие 3000 человек потребуется еще один освобожденный работник.  Это следует из примечания к п. 18 Методических рекомендаций.

Штрафа за неведение воинского учета нет. Вас могут привлечь по ст. 21.4 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений, необходимых для ведения воинского учета, может налагаться на ответственных должностных лиц организации

Несоблюдение законодательства в части предоставления данных может привести к следующим репутационным рискам:

Недобросовестное отношение к отчетности может вызвать сомнения в надежности и прозрачности компании; Регулярные нарушения могут привести к более пристальному вниманию со стороны контролирующих органов и усложнить взаимодействие с ними.

Обоснование  

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, - это комплекс мероприятий, реализуемых руководителями, другими должностными лицами организаций (п. 17 Методических рекомендаций):

- по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях;

- проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время;

- оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания, в том числе содействия в обеспечении своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части.

Число работников, которые осуществляют воинский учет в организациях, определяется исходя из следующих нормативов, установленных п. 12 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение о воинском учете).

 

 

Количество работников, которые состоят на воинском учете

 

 

Численность работников, которые ведут воинский учет

 

 

Менее 500

 

 

Один работник, выполняющий обязанности по совместительству

 

 

От 500 до 2000

 

 

Один освобожденный работник

 

 

От 2000 до 4000

 

 

Два освобожденных работника

 

 

На каждые последующие полные <*> 3000

 

 

По одному освобожденному работнику

 

 

--------------------------------

<*> Это следует из примечания к п. 18 Методических рекомендаций.

 

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организации, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организации, по состоянию на 31 декабря года, предшествующего отчетному (п. 13 Положения о воинском учете, п. 19 Методических рекомендаций).

Если в организации воинский учет ведут два работника или более, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол (п. 19 Методических рекомендаций).

Работников, ответственных за ведение воинского учета, руководитель организации определяет по своему усмотрению. В законе отсутствуют обязательные требования к их квалификации.

С учетом установленных норм ведение воинского учета может быть поручено одному работнику, выполняющему обязанности по совместительству. При необходимости в штатное расписание вводится необходимое количество должностей.

Персональный состав указанных работников и их функциональные обязанности следует закрепить в приказе по установленной форме. Такой документ издают при образовании организации и далее ежегодно перед началом календарного года. Это следует из п. п. 22, 39 Методических рекомендаций.

Проект приказа нужно согласовать с военным комиссаром муниципального образования, который осуществляет деятельность на территории, где расположена организация (ее структурное подразделение). Если военного комиссариата нет, то следует обратиться в орган местного самоуправления, который ведет первичный воинский учет на этой территории. До назначения на должность кандидатуры военно-учетных работников целесообразно согласовать с военным комиссаром муниципального образования. Ему же направляются копии приказов о назначении на должности работников. С ним же согласуется перемещение и увольнение указанных работников (за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы) (п. 22 Методических рекомендаций).

Если работник, осуществляющий воинский учет граждан, временно отсутствует, работодателю нужно приказом назначить другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все необходимые документы (п. 22 Методических рекомендаций).

См. образец заполнения приказа.

 

Должностные обязанности специалистов, занимающихся воинским учетом в организации, надо закрепить в трудовых договорах и (или) соответствующих должностных инструкциях.

См. образец заполнения должностной инструкции.

 

Руководитель организации обязан предоставить работникам, занятым ведением воинского учета, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Методических рекомендаций).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВОИНСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ,

НЕОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ВОЕНКОМАТАМ ПРИ МОБИЛИЗАЦИИ

 

Работодателю грозит ответственность, если он не оповестит работника о вызове (повестке) военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет) при его поступлении (в том числе в электронной форме) либо не обеспечит работнику возможность своевременно явиться по такому вызову (повестке). Штраф составит (ст. 21.2 КоАП РФ):

- для должностного лица - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;

- юрлица - от 350 тыс. до 400 тыс. руб.

Если не обеспечить своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо не оказать содействие в организации таких оповещения и явки, штраф составит (ч. 1 ст. 19.38 КоАП РФ):

- для должностного лица - от 60 тыс. до 80 тыс. руб.;

- юрлица - от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Непредставление в установленный срок в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет штраф (ст. 21.1 КоАП РФ):

- для должностных лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;

- юрлиц - от 350 тыс. до 400 тыс. руб.

Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами госорганов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений (например, о приеме на работу), необходимых для ведения воинского учета, грозит штрафом такому лицу от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ):

- 60 календарных дней - за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации;

- три года - за нарушения в области воинского учета.

Клиентский опыт

В дополнение к основному ответу мы хотели бы поделиться с Вами Клиентским опытом решения похожих задач. Вы можете ознакомиться с эффективной последовательностью действий в КонсультантПлюс по теме Вашего запроса в документе: «Воинский учет в 2025 году».

 

Путеводитель по кадровым вопросам. Воинский учет в организации {КонсультантПлюс}

Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 26.08.2025) "Об утверждении Положения о воинском учете" {КонсультантПлюс}

Статья: Организация воинского учета (Шадрина Т.В.) ("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Могут ли организацию оштрафовать по ст. 21.4 КоАП РФ за неведение воинского учета? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025) {КонсультантПлюс}

Типовая ситуация: Воинский учет: отчетность, сроки сдачи, ответственность (Издательство "Главная книга", 2025) {КонсультантПлюс}

 

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека