Мы в офис купили шкаф и диван более 100 тыс. руб. Можем ли мы списать сразу на расходы в налоговом учете?
Главное
Расходы на приобретение офисной мебели можно учесть в целях налогообложения прибыли при условии, что они экономически оправданы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если стоимость единицы мебели (шкафа, стола и др.) составляет более 100 тыс. руб., имущество является основным средством (п. 1 ст. 257 НК РФ). При этом под стоимостью понимается первоначальная стоимость имущества, то есть расходы на его приобретение и доведение до состояния, пригодного к эксплуатации (включая расходы на доставку, сборку и т.д.).
Стоимость единиц мебели, которые отнесены к основным средствам, списывается на расходы в налоговом учете постепенно - путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256, п. 3 ст. 272 НК РФ).
Если расходы на приобретение единицы мебели и доведение ее до состояния, пригодного к эксплуатации, составили 100 тыс. руб. или менее, в налоговом учете их можно учесть в составе материальных расходов по мере ввода имущества в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Обоснование
Относится ли мебель к основным средствам
В бухгалтерском учете мебель, используемую при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд, признают в качестве основного средства, потому что она удовлетворяет критериям признания.
Каких-либо стоимостных ограничений для признания объектов ОС ФСБУ 6/2020 не устанавливает. Это значит, что нет препятствий для учета в составе ОС любого предмета мебели (стула, стола и т.п.) - главное, чтобы срок его использования превышал 12 месяцев.
В налоговом учете мебель признают объектом ОС, если ее первоначальная стоимость превышает 100 000 руб., а срок полезного использования составляет более 12 месяцев. Каждый предмет мебели можно учитывать как отдельный объект ОС, если он способен выполнять самостоятельную функцию. Если мебель приобретена в комплекте, то учесть составные части комплекта в качестве отдельных объектов в налоговом учете безопасно только в том случае, если каждый из них способен выполнять самостоятельную функцию. Это следует из п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ. Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2009 N Ф04-4048/2009(10184-А46-40), ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 по делу N А55-9496/2008.
Как отражать приобретение и списание мебели в налоговом учете
Затраты на приобретение и сборку предмета или комплекта мебели в налоговом учете включите в первоначальную стоимость 1 ОС (п. 1 ст. 257 НК РФ).
|
|
1 Если первоначальная стоимость предмета или комплекта мебели не превышает 100 000 руб., включите ее в материальные расходы единовременно при вводе в эксплуатацию или постепенно (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). |
|
Амортизируйте мебель, признанную объектом ОС, в обычном порядке. Можете применить по мебели амортизационную премию.
Срок полезного использования офисной и другой мебели в налоговом учете определите исходя из того, к какой амортизационной группе она относится согласно Классификации основных средств (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Так, например, столы чертежные относятся к четвертой амортизационной группе, поэтому срок полезного использования по ним вы можете установить свыше 5 до 7 лет включительно.
По тем видам мебели, которые не указаны в Классификации основных средств, срок полезного использования определите самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителя (п. 6 ст. 258 НК РФ).
Если вы учитываете в расходах стоимость кухонной мебели, кофейных столиков, обеденных столов, используемых для создания комфортных условий для работников, то возможны споры с налоговыми органами. Минфин России также считает расходы на этот вид мебели необоснованными. Однако есть примеры, когда суд принял по данному вопросу сторону налогоплательщика - ведь покупка мебели для приготовления и приема пищи связана с обеспечением работников нормальными условиями труда, следовательно, ее стоимость правомерно учитывается в целях налогообложения.
Списание мебели по причине ее непригодности к эксплуатации или по иным причинам отражайте в налоговом учете в обычном порядке. Например, при списании непригодной к эксплуатации мебели, по которой амортизация начислялась линейным методом, сделайте следующее:
- включите ее остаточную стоимость и затраты на разборку во внереализационные расходы на дату подписания документа, подтверждающего фактическую ликвидацию мебели (пп. 8 п. 1 ст. 265, п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина России от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592);
- одновременно признайте внереализационный доход в размере рыночной стоимости (без учета НДС) материалов, оставшихся от выбытия, пригодных к дальнейшему использованию или продаже (п. 13 ст. 250, п. п. 5, 6 ст. 274, пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). Примите эти материалы к налоговому учету по стоимости, равной сумме признаваемого дохода (п. 2 ст. 254 НК РФ).
В Приложении к ответу Вы найдете:
- решение_ Как учитывать основные средства для целей н 1.docx
- решение_ Как учитывать мебель при применении ФСБУ 6_ 1.docx