Какие требования предъявляются законодательством РФ к закупочной деятельности автономных некоммерческих организаций? Вправе ли ФАС запросить у автономной некоммерческой организации документы по проведенной закупке?
Главное
Закупки регулируются 44-фз и 223-фз. Рассмотрим оба закона в отношении АНО.
44-фз:
Автономная некоммерческая организация не обязана применять положения Закона N 44-ФЗ. При осуществлении закупочной деятельности автономная некоммерческая организация руководствуется общими положениями гражданского законодательства. Аналогичные разъяснения содержатся, например, в Вопрос: О применении Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ автономной некоммерческой организацией. (Письмо Минэкономразвития России от 16.01.2015 N Д28и-56) {КонсультантПлюс}
Требования о закупках по Закону N 44-ФЗ, в том числе касающиеся размещения информации в ЕИС, не распространяются на автономные некоммерческие организации.
223-фз:
По смыслу Закона N 223-ФЗ некоммерческая организация заказчиком не является (Письмо Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2351).
ФАС может провести проверку по торгам как по 44-фз/223-фз так и по общим нормам ГК РФ. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 ст. 25 Федерального закона N 135-ФЗ установлена обязанность юридических и физических лиц представлять по мотивированному требованию антимонопольного органа необходимые в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию в письменной и устной формах (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
Обоснование
По смыслу Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ автономная некоммерческая организация заказчиком не является.
Также: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к заказчикам, обязанным руководствоваться положениями этого закона при осуществлении закупок, относит государственных заказчиков (государственный орган, в том числе орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, а также государственное казенное учреждение, отдельные государственные корпорации и публично-правовые компании), муниципальных заказчиков (муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение) либо бюджетное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие в случаях, установленных частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ (пп. 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Иные юридические лица обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии упомянутым законом только в случаях, перечисленных в ч.ч. 4-6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Как видим, автономные некоммерческие организации не являются заказчиками для целей применения Закона N 44-ФЗ.
223-фз:
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ названный закон регулирует закупочную деятельность:
- государственных корпораций;
- государственной компании;
- субъектов естественных монополий;
- организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений;
- хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
- организаций с долей участия указанных выше юридических лиц более 50 процентов.
Таким образом, по смыслу Закона N 223-ФЗ автономная некоммерческая организация заказчиком не является и должна осуществлять закупочную деятельность согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
В Приложении к ответу Вы найдете: