Был проведен аукцион(44-ФЗ) на поставку пакетов полимерных ОКПД 2 22.22.11.190 ( п.74 приложение № 2 Поставления № 1875 от 24.12.2024 — ограничение закупок) подано 2 заявки. Первый участник указал - Россия, без реестровых номеров (производитель имеет серийное производство данных сейф пакетов, его продукция есть в каталоге продукции ГИСП, но он не имеет реестровых номеров), предлагает наименьшую цену по аукциону. Второй участник — указал Россия, предоставив реестровый номер из реестра российской промышленности (в данный момент производитель остановил производство и не производит сейф пакеты из за отсутствия сейф ленты. Точной даты запуска производства нет ). Можно ли допустить всех участников к рассмотрению заявок ? Или необходимо отклонить первого участника? Если да, то как прописать в протоколе комиссии правовое основание отклонения?
По данному вопросу, мы полагаем:
По первому участнику:
Указана Россия, но отсутствуют реестровые номера.
Производитель имеет серийное производство, продукция есть в каталоге ГИСП.
Поскольку реестровый номер не был предоставлен, заявка первого участника, согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления № 1875, приравнивается к иностранной.
По второму:
Указана Россия, предоставлен реестровый номер из реестра российской промышленности.
Производство остановлено, нет информации о дате запуска.
Наличие реестрового номера в заявке является подтверждением страны происхождения товара. Информация о текущем состоянии производства не является основанием для отклонения заявки на этапе рассмотрения первых частей.
В данном случае, поскольку у второго участника есть реестровый номер, его заявка будет рассматриваться как заявка на поставку российского товара. Заявка первого участника, не имеющая реестрового номера, будет рассматриваться как заявка на поставку иностранного товара.
Когда вы рассматриваете заявки на участие в закупке, применяйте механизм "второй лишний". Он означает, что нужно отклонить все заявки, которые содержат предложение о поставке товара иностранного происхождения, если одновременно соблюдаются следующие условия (пп. "а" п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ):
- подана хотя бы одна заявка с предложением поставить российский товар;
- она соответствует требованиям извещения (документации) о закупке.
Таким образом, полагаем, первая заявка отклоняется как иностранная на основании пункт 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Обоснование
По Закону N 44-ФЗ установлено ограничение на закупку отдельных товаров иностранного происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). Такие товары отражены в Перечне N 2. Оно применяется при конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при закупках, предусмотренных ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 4.2 Информационного письма Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697).
Когда вы рассматриваете заявки на участие в закупке, применяйте механизм "второй лишний". Он означает, что нужно отклонить все заявки, которые содержат предложение о поставке товара иностранного происхождения, если одновременно соблюдаются следующие условия (пп. "а" п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ):
- подана хотя бы одна заявка с предложением поставить российский товар;
- она соответствует требованиям извещения (документации) о закупке.
Какие документы и сведения подтверждают страну происхождения товара По общему правилу подтверждением страны происхождения товара является ее указание в заявке на участие в закупке согласно ОКСМ (пп. "з" п. 3 Постановления N 1875). Указать несколько стран происхождения товара в заявке нельзя (Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158). Для ряда товаров установлены особые правила подтверждения, например:
|
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявка подателя жалобы отклонена аукционной комиссией заказчика в соответствии с п. 4 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку заявка участника закупки не содержит номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также отсутствуют сертификаты о происхождении товара, выдаваемые уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, что не соответствует п. 3 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке.
Решение Новосибирского УФАС России от 19.03.2025 N 054/06/49-665/2025
Клиентский опыт
В дополнение к основному ответу мы хотели бы поделиться с Вами Клиентским опытом решения похожих задач. Вы можете ознакомиться с эффективной последовательностью действий в КонсультантПлюс по теме Вашего запроса в документе: «Оптимизация работы специалиста по закупкам (44-ФЗ и 223-ФЗ) ».