ЭЛКОД: Если соискатель c временной регистрацией не предъявляет при приеме на работу документы воинского учета, в частности, военный билет, ссылаясь на его утерю, какой порядок действий предусмотрен для работодателя?

Если соискатель c временной регистрацией не предъявляет при приеме на работу документы воинского учета, в частности, военный билет, ссылаясь на его утерю, какой порядок действий предусмотрен для работодателя? Какие существуют риски для компании и размер штрафов при приеме работника без военного билета?

Работника можно принять на работу.  В рамках трудового законодательства за прием работника на работу без военного билета какой-либо ответственности не установлено (ст. 64 ТК РФ).

Сам по себе прием на работу граждан, у которых в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (решения Ленинского районного суда г. Владимира от 12 октября 2011 г. N 2-2709/2011, Вилючинского городского суда Камчатского края от 13 декабря 2011 г. N 2-959/2011). Однако в этом случае работодатель, в соответствии с подпунктом "г" пункта 30 Положения, обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета.

В случае если обнаружено, что у работника отсутствует военный билет, то лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, обязано в двухнедельный срок направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять.

Обоснование

Согласно ч. 1 ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (ч. 2 ст. 64 ТК РФ). 

(Письмо Минтруда России от 14.08.2023 N 14-6/В-960)  - В качестве документов воинского учета, на основании которых ведется воинский учет в организациях и заполняются карточки формы N 10, в пункте 28 Положения названы:

- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (так называемое приписное свидетельство), - для призывников;

- военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета - для военнообязанных.

Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства. Более того, положения действующих нормативных правовых актов позволяют заключить, что возможен прием на работу граждан, обязанных состоять на воинском учете, без соответствующих документов. Так, в соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Положения работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления направлять необходимые сведения в том числе о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (решения Ленинского районного суда г. Владимира от 12 октября 2011 г. N 2-2709/2011, Вилючинского городского суда Камчатского края от 13 декабря 2011 г. N 2-959/2011). Однако в этом случае работодатель, в соответствии с подпунктом "г" пункта 30 Положения, обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета.

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

На момент издания данного документа статья 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ изложена в новой редакции.

 

В случае если обнаружено, что у работника отсутствует военный билет, то лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, обязано в двухнедельный срок направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять.

Записи мероприятий

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»