Что делать заказчику с невостребованным обеспечением исполнения контракта по 44-ФЗ, например, если исполнитель ликвидирован или сменил реквизиты, и есть ли возможность перевести себе на баланс (основание)?
Если о ликвидации поставщика (подрядчика, исполнителя) стало известно уже после завершения процедуры ликвидации, полагаем, что вернуть обеспечение не получится, поскольку все обязательства в отношении такого лица по общему правилу прекращаются (ст. 419 ГК РФ). Однако в таком случае сумма обеспечения может быть взыскана с заказчика в судебном порядке по иску заинтересованного лица (п. 5.2 ст. 64, ст. 419 ГК РФ, п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6). Если по истечении трех лет со дня поступления средств на счет заказчика с заявлением об их возврате не обратятся, они подлежат перечислению в доход бюджета (п. 4 Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 N 356).
Если исполнитель сменил реквизиты, но не уведомил об этом заказчика, формально заказчик вернув средства по старым реквизитам исполнит свою обязанность по возврату. Разъяснений как поступить, если средства возвращаются 44-фз не содержит.
Обоснование
|
|
Как осуществляется возврат обеспечения исполнения контракта при ликвидации юридического лица Закон N 44-ФЗ не устанавливает особенностей возврата обеспечения исполнения контракта в случае ликвидации юридического лица - как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя). Поэтому полагаем, что в данном случае следует действовать в порядке, установленном ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Так, при ликвидации заказчика как юридического лица полагаем, что для возврата денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения контракта, следует действовать в общем порядке, предусмотренном для расчетов с кредиторами. Так, по общему правилу выплата кредиторам производится ликвидационной комиссией в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Учитывайте правила, предусмотренные для ликвидации юрлиц той организационно-правовой формы, к которой относится заказчик. Например, определенные особенности предусмотрены для казенных и бюджетных учреждений. Предварительно убедитесь, что отсутствуют основания для удержания обеспечения. Если же заказчику стало известно о процедуре ликвидации юридического лица - поставщика (подрядчика, исполнителя), такой заказчик обязан отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, поскольку поставщик перестал соответствовать требованию к участникам-юрлицам о непроведении процедуры ликвидации (п. 3 ч. 1 ст. 31, пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если при этом отсутствуют основания для удержания обеспечения исполнения контракта, верните его в общем порядке (п. 2 ст. 381.1 ГК РФ). А вот в случае, если о ликвидации поставщика (подрядчика, исполнителя) стало известно уже после завершения процедуры ликвидации, полагаем, что вернуть обеспечение не получится, поскольку все обязательства в отношении такого лица по общему правилу прекращаются (ст. 419 ГК РФ). Однако в таком случае сумма обеспечения может быть взыскана с заказчика в судебном порядке по иску заинтересованного лица (п. 5.2 ст. 64, ст. 419 ГК РФ, п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6). Если по истечении трех лет со дня поступления средств на счет заказчика с заявлением об их возврате не обратятся, они подлежат перечислению в доход бюджета (п. 4 Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 N 356). |
|
В дополнение к основному ответу мы хотели бы поделиться с Вами Клиентским опытом решения похожих задач. Вы можете ознакомиться с эффективной последовательностью действий в КонсультантПлюс по теме Вашего запроса в документе: «Оптимизация работы специалиста по закупкам (44-ФЗ и 223-ФЗ) ».