Контракт по 44-ФЗ в электронном виде. Исполнитель на УСН. Изменения с 01.01.2025 по УСН?
Главное
Разъяснений в связи с изменениями 2025 г. в НК РФ в рамках закупок (44-фз) пока крайне мало.
Можем высказать следующую позицию:
Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ установлено, что с 01.01.2025 "упрощенцы" становятся плательщиками НДС. В самом законе мы не находим переходных положений, касающихся уплаты НДС налогоплательщиком на УСН, являющимся исполнителем по государственному контракту. В то же время не исключается, что такой налогоплательщик, заключивший государственный контракт в качестве налогоплательщика на УСН до 01.01.2025, с этой даты должен будет уплачивать НДС на основании Федерального закона N 176-ФЗ.
Изменения налогового статуса организации на УСН (организация становится плательщиком НДС с 01.01.2025) не могут повлиять на стоимость контракта, заключенного до 01.01.2025. Так, в письме Минфина России от 10.06.2024 N 24-08-08/53524 говорится, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены (ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ. Участник закупки формирует предложение о цене контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями НК РФ. Таким образом, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.
Сумма, предусмотренная контрактом, должна быть уплачена участнику закупки, с которым заключается контракт, в установленном контрактом размере.
При этом корректировка (изменение) заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при заключении контракта с таким участником закупки, положениями Федерального закона N 44-ФЗ не предусмотрена (смотрите также письма Минфина России от 24.06.2024 N 24-01-06/58237, от 14.03.2023 N 24-06-06/21248, от 21.09.2018 N 02-09-09/67738, от 26.09.2017 N 24-03-07/62238).
Смысл данных разъяснений в том, что сумма заключенного контракта не может корректироваться (изменена) в зависимости от особенностей налогообложения у исполнителя контракта. Очевидно, это относится и к случаю, когда эти особенности у исполнителя изменились с 01.01.2025.
В 2025 году налогоплательщики на УСН должны будут применение ставки НДС 5% или могут утратит право на УСН и вынужден перейти на общий режим налогообложения. То есть в любом случае начнут уплачивать НДС, в том числе согласно положениям главы 21 НК РФ. Следовательно такой исполнитель (поставщик, подрядчик) становится плательщиком НДС и в отношении государственного контракта (контракта). Но сумма контракта не изменяется даже в этом случае.
В соответствии с ч. 1 ст. 2, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Федеральному закону 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 95, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в установленных случаях.
В соответствии с п. 1 ст. 432, ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Вместе с тем размер процентной ставки НДС не является условием контракта, относительно которого между сторонами должно быть достигнуто соглашение, а также условием существенным или необходимым для договора поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (в том числе приобретения недвижимого имущества или аренды имущества).
Таким образом, размер ставки НДС не является существенным условием государственного контракта и может быть изменен путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта. Такое мнение высказал Минфин России (Письмо Минфина России от 01.02.2019 N 03-07-03/5762)
На сновании изложенного считаем, что так как Закон № 44-ФЗ не устанавливает специальные правила применяемые при изменении порядка налогообложения, то Стороны вправе заключить дополнительное соглашение о выделении НДС в цене контракта, без изменения цены контракта и иных условий. Утрата поставщиком (исполнителем, подрядчиком) права на применение УСН (переход на ОСН) или применение ставки НДС 5% (изменение налогового законодательства) в период выполнения государственного контракта (контракта) может служить основанием для того, чтобы определить права и обязанности плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности налогоплательщика в рамках установленной государственным контрактом твердой цены, что возможно путем заключения дополнительного соглашения о выделении стоимости НДС в цене государственного контракта (контракта).
Такое дополнительное соглашение уменьшит риски поставщика (исполнителя, подрядчика) налогового законодательства, так как налогоплательщик, который обязан исчислять и уплачивать НДС в бюджет, дополнительно к цене обязан предъявить к оплате покупателю исчисленную им сумму НДС. Сумма НДС должна отражается таким налогоплательщиком в счетах-фактурах, расчетных и первичных документах, составляемых при реализации. В этих документах НДС выделяется отдельной строкой. А так же например Заказчику, ведущему облагаемую НДС деятельность, закупка товаров (работ услуг) с применение общеустановленных ставок НДС дает право на вычет НДС.
В случае если стороны не заключают дополнительное соглашение, то поставщик (исполнитель, подрядчик) обязанный уплатить в 2025 году НДС применяет расчетную налоговою ставку (п. 4 ст. 164 НК РФ) рекомендаций ФНС России <Письмо> ФНС России от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@ "О направлении Методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по НДС для УСН")
Для налогоплательщика УСН, который обязан исчислять и уплачивать НДС в бюджет, выбравшего применение общеустановленных ставок НДС, применяются расчетные ставки НДС: 20/120, 10/110.
Для налогоплательщика УСН, который обязан исчислять и уплачивать НДС в бюджет, выбравшего применение специальных ставок НДС, применяются расчетные ставки НДС: 5/105, 7/107.