ЭЛКОД: Суд обязал бывшего директора передать оригиналы учредительных, бухгалтерских и налоговых документов организации

Суд обязал бывшего директора передать оригиналы учредительных, бухгалтерских и налоговых документов организации

Риски: руководитель несет ответственность за сохранность документов компании. В случае увольнения прежний директор обязан передать все документы новому. Если какие-то документы потеряны или повреждены, их нужно восстановить.

Процедура передачи дел при смене руководителя на практике обычно включает в себя издание приказа о приеме-передаче дел, саму передачу дел, подписание акта приема-передачи дел.

Конкретный перечень дел, которые подлежат передаче при смене руководителя организации, законом не установлен. К ним, как правило, относятся документы, материальные ценности (денежные средства в кассе, материальные запасы на складе и проч.) и иные вещи (например, печать, ключи от офиса, сейфа и т.д.), за сохранность которых несет ответственность руководитель.

К документам, которые подлежат передаче при смене директора относятся, в частности, следующие:

  • документы бухгалтерского учета, в частности, первичные учетные документы, бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учредительные и регистрационные документы организации (например, устав, свидетельство ИНН, документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ);
  •  договоры (контракты, соглашения), связанные с финансово-хозяйственной деятельностью организации;
  • лицензии, оформленные на организацию;
  • акты проверок контрольных (надзорных) органов.

В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 27.02.2024 по делу N А32-24513/2023 рассмотрена ситуация, в которой прежний руководитель при увольнении не передал документы о деятельности компании новому генеральному директору.

В ходе судебного разбирательства установлено, что бывший директор:

не сообщал обществу, что у него нет документов или он не может их представить и восстановить;

– не доказал, что документы уничтожили по истечении срока хранения;

– не обосновал ценность документов с точки зрения их экономического и юридического анализа.

Суд напомнил, что обязанность по обеспечению сохранности документов возлагается на руководителя. В случае его увольнения все документы должны быть переданы новому руководителю. Если какие-то документы потеряны или повреждены, их нужно восстановить.

На заметку: в 2023 году КС РФ не стал рассматривать жалобу о неконституционности ч. 4 ст. 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которой при смене руководителя надо обеспечить передачу документов бухучета организации.

Ранее ВС РФ указывал, что бывший директор обязан пояснить отсутствие документов. Он также отмечал, что директор обязан организовать хранение бухотчетности (иных документов) и при увольнении передать их новому руководителю.

В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.05.2024 по делу N А70-4520/2023 по похожему делу суд также отметил, что возникновение корпоративного конфликта не является основанием для удержания документов.

Пошаговый алгоритм по передаче дел и документов смотрите в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

Читайте подробнее

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»