ЭЛКОД: Можно ли отдать ведение воинского учета сторонней организации?

Можно ли отдать ведение воинского учета сторонней организации?

Риски: действующим законодательством не предусмотрено привлечение по договору ГПХ сторонней организации для оформления отчетных документов по воинскому учету работников. За отсутствие приказа об организации воинского учета граждан работодателю грозит штраф.

Организации независимо от форм собственности обязаны осуществлять воинский учет работников. Это следует из следующих норм:

подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»,

подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»,

п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,

‒  пп. 1, 9 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее ‒ Положение N 719),

п. 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее ‒ Рекомендации)).

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций (п. 9 Положения N 719).

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, ‒ это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, в том числе по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях (п. 17 Рекомендаций).

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя по установленной форме (п. 22 Рекомендаций).

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Таким образом, поскольку в отношении работника сторонней организации издание приказа по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, законом не предусмотрено, учитывая вышеприведенные положения, привлечение по договору ГПХ сторонней организации для оформления отчетных документов по воинскому учету работников не представляется возможным.

При этом действующее законодательство не содержит прямого запрета на передачу на основании договора ГПХ сторонней организации функций по оформлению отчетных документов по воинскому учету работников.

Дополнительно отметим, что контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами субъектов РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (п. 33 Положения N 719).

В ходе оценки деятельности организаций по осуществлению воинского учета проводятся соответствующие проверки (п. 54 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее ‒ Инструкция N 700)).

Так, военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных ‒ не реже одного раза в три года (п. 57 Инструкции N 700).

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 40 Рекомендаций).

Ответственность за правонарушения в области воинского учета регламентирована гл. 21 КоАП РФ.

При этом эксперт ГИТ отмечает, что ответственности для работодателя за передачу на основании договора сторонней организации функций по оформлению отчетных документов по воинскому учету работников в указанной главе нет.

Вместе с тем работодатель может быть привлечен к административной ответственности, в частности, за отсутствие приказа, определяющего персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан.

Так, работодатель и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, в частности, за непредоставление или несвоевременное предоставление информации по запросу государственного органа (ст. 19.7 КоАП РФ). Например, если работодатель не предоставит по запросу военного комиссариата приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе, которым определяются персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан.

На заметку: обо всех нюансах и новшествах ведения воинского учета в 2022 году расскажет Евгения Конюхова в ходе трансляции «Организация и ведение общего воинского учета от А до Я» 25 августа 2022 года.

Читайте подробнее

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»